Комментарий к вопросу о размещении военных объектов на территории Чеченской Республики

22/07/2008 - 08:18
Читать u-f.ru на

20 июля 2008 года Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров провел расширенное совещание кабинета министров с
участием глав районных администраций и представителей военной комендатуры и прокуратуры республики, на котором были
обсуждены вопросы упорядочения использования земель, объектов недвижимости, иного имущества подразделениями Министерства
обороны, Министерства внутренних дел и ФСБ России на территории Чеченской Республики. «Мы не можем приступить к
восстановлению некоторых объектов, так как в числе занятых силовыми структурами оказались комплексы, включенные в
федеральную целевую программу на 2008-2011 годы», - сказал Кадыров. Президент ЧР потребовал от глав администраций районов
провести в соответствии с законодательством России необходимую работу по возврату незаконно занимаемых земель
сельхозназначения, выплаты арендной платы частями, заключившими договор на аренду и не выплачивающими ее, а также по
возвращению объектов министерства здравоохранения и министерс
тва образования, занимаемых частями силовых ведомств России. /РИА Новости, Пресс-служба Президента и Правительства
Чеченской Республики/.

Проблема, о которой идет речь, возникла далеко не сегодня. Прежде всего, это следствие непродуманных действий руководства
Российской Федерации и Ичкерии еще в самом начале 90-х годов. Именно тогда вся военная инфраструктура на территории Чечни
фактически без всяких условий была передана в распоряжение режима Дудаева, а затем подверглась разграблению. Окончательно
ее «добили» в ходе двух военных кампаний.
Поэтому, когда федеральные части во время последней войны вновь вошли на территорию Чеченской Республики, то их
дислокация определялась самим военным командованием, исходя из конкретно складывавшейся военной ситуации. Как следствие –
подразделениями самой разной ведомственной принадлежности оказались занятыми множество гражданских объектов, включая
школы, больницы и так далее.
Уже Временная администрация Чеченской Республики пыталась добиться ухода военных из незаконно занимаемых ими гражданских
объектов и ставило вопрос о правовом урегулировании проблемы размещения федеральных подразделений. Однако полностью решить
проблему в условиях, когда активно действовало разветвленное террористическое подполье, было практически невозможно.
Более того, отсутствие четко сформированной республиканской властной вертикали и прорехи в действующем законодательстве
привели к тому, что военным удалось закрепить за собой намного больше земель, чем в советское время.
Понятно, что проблему нельзя решить, просто восстановив военную инфраструктуру советского периода. Сегодня в Чечне
размещается совсем другое количество войск – как минимум две полнокровные дивизии вместо одной учебной как раньше. И эти
войска имеют совсем иную структуру, иные задачи и вооружение. Например, в советское время не было необходимости охранять
административную границу с Грузией. А теперь это часть государственной границы РФ. И к тому же далеко не самая спокойная
ее часть, которую приходится охранять силами не только пограничников (которых раньше у нас не было), но и прикрывать
частями Министерства обороны.
В результате войска оказались там, где раньше не планировалось даже их временное пребывание. Например, на территории
Аргунского заповедника, среди уникальных памятников чеченского национального культурно-исторического наследия, что придает
всей проблеме дополнительную остроту.
У этой проблемы есть еще один аспект, обычно не афишируемый. В Чечне каждое силовое ведомство стремится обеспечить полную
автономность существования каждого из своих подразделений. В результате не только на Ханкале, но и во многих других местах
военные наряду с казармами для личного состава, возводят дома для офицерских семей и много другое. Это раньше офицеры
грозненского гарнизона получали квартиры в городе, а их дети учились в городских школах. Сейчас военные почти полностью
изолированы, а чтобы создать им нормальные условия существования и несения службы требуется гораздо больше земли, чем в
любом другом российском субъекте.
Но при таком подходе потребности военных возможно удовлетворить только за счет интересов гражданского населения Чеченской
Республики. С чем, естественно, не сможет смириться ни одна республиканская власть, не только нынешняя, но и будущая.
Поэтому выход один – проблему необходимо решать. Причем решать исключительно в правовом поле и избегая политизации
проблемы. В конце концов, вопрос правового регулирования пребывания федеральных войск на территории Чеченской Республики
никак не связан с вопросом о политическом статусе Чеченской Республики, который можно считать решенным с того момента, как
была принята новая республиканская Конституция.

Эдильбек Хасмагомадов,
директор Центра Стратегических Исследований Чеченской Республики

Автор: Сергей САХАРКОВ