Юг России захлестнула «битва за каналы»

16/07/2008 - 15:10
Читать u-f.ru на

Формирование евроазиатских транспортных коридоров на юге в обход России - в частности, «ТРАСЕКА» (Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркмения - восточное побережье Китая), - подталкивает нашу страну к созданию собственного эффективного южного трансконтинентального коридора. Промедление нанесет ощутимый удар по экономике России и по ее геополитическому влиянию.
Федеральные власти готовы вложить средства в скорейшую прокладку такого коридора на юге России. Существует два проекта: прокладка второй линии Волго-Донского канала и проект канала «Евразия», соединяющий Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном. У каждого есть плюсы и минусы.
При реализации волго-донского проекта увеличится поток грузов, перевозимых судами класса река-море, что удобно для мелководных морских портов Краснодарского края и Ростовской области. Предполагается построить новый Ростовский универсальный порт с расчётным грузооборотом 15–20 миллионов тонн. Еще один плюс - то, что значительная часть грузов, которые следуют из России в Средиземное море через порты Украины, будет переориентирована на порты Азовского и Черного морей.
Лоббируют это направление административные элиты Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей при поддержке Азербайджана. Предполагаемая стоимость строительства второй нитки - свыше 60 миллиардов рублей. Срок реализации проекта - от пяти до семи лет.
Проект канала «Евразия» лоббируют руководители Ставропольского края, Калмыкии и Дагестана. Заинтересованность в нем обозначило и руководство Казахстана. Предполагаемый маршрут канала «Евразия»: Каспийское море - реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч - Азовское (Чёрное) море. Прокладка «Евразии» займет шесть - восемь лет. Пропускная способность - до 70 миллионов тонн. Примерная стоимость - 140–150 миллиардов рублей.
«Битва за каналы» развернулась нешуточная. Так, министр транспорта РФ Игорь Левитин считает, что плюс варианта строительства второй нитки Волго-Донского канала в том, что маршрут обеспечен водой. В проекте «Евразия» этот вопрос остается открытым. По мнению министра, Волго-Дон обойдется казне значительно дешевле. Куда весомее резкие возражения защитников природы, которые в случае реализации проекта «Евразия» предрекают чудовищную экологическую катастрофу в Кумо-Манычской впадине.
Президент России не исключает возможной реализации обоих вариантов: один из них может стать международным, а второй – региональным, сообщает агентство «Интерфакс-Юг».

Автор: Сергей САХАРКОВ