Сочи-2014.Вот такой сервитут. Такая конгломерация…

11/06/2008 - 13:57

В середине мая депутат от фракции ЛДПР внес на рассмотрение в Госдуму поправки в закон, касающийся проведения Олимпиады-2014 в Сочи, предусматривающие размещение олимпийских объектов на земельных участках в составе земель особо охраняемых природных территорий. Речь идет также о земельных участках, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным учреждениям.
В пояснительной записке к документу отмечается, что «целью законопроекта является законодательное закрепление возможности нахождения земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий одновременно на праве постоянного (бессрочного) пользования у национального парка и на праве аренды или безвозмездного срочного пользования у арендаторов земельных участков или землепользователей без прекращения либо изменения режима особой охраны этих территорий».
Оговаривается и возможность установления частного сервитута (право ограниченного пользования чужим земельным участком) для строительства линейных объектов (в том числе линий электропередачи, связи, трубопроводов, объектов транспортной инфраструктуры), предусмотренных «олимпийской» программой. Вместе с тем отмечается, что собственник земельного участка не в праве отказываться от заключения соглашения об установлении сервитута. При уклонении владельца земельного участка от подобного соглашения соответствующий сервитут устанавливается судебным решением по иску лица, для обеспечения деятельности которого необходимо установление сервитута.
Отмечается, что «сервитуты, или ограниченное право на использование земельного участка, для проведения изыскательских или исследовательских работ устанавливаются на срок до трех лет. Иные сервитуты устанавливаются бессрочно.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может требовать его прекращения в судебном порядке по следующим основаниям: неиспользование земельного участка для заявленных целей на протяжении трех лет, существенное или неоднократное нарушение арендатором условий осуществления договора».
Так же оговаривается: «после прекращения сервитута собственник недвижимого имущества, находящегося на чужом земельном участке, обязан в течение одного года осуществить их снос и привести земельный участок в состояние, пригодное для использование его по целевому назначению».
В то же время в документе уточняется, что «собственник земельного участка, обремененного сервитутом, не вправе чинить препятствия в осуществлении аренды участка и осуществлять иные действия, которые исключают или затрудняют осуществление сервитута».
Что устроит сочинцев?
Иными словами документ, который будет регламентировать земельный вопрос при подготовке Олимпиады-2014 в Сочи, касающийся права постоянного (бессрочного) пользования федеральными государственными учреждениями, – на подходе. Что касается изъятия земель у населения для нужд Олимпиады «по ускоренке», о чем «ЮФ» уже ранее писал, то и этот документ должен заработать.
Уже определены и победители конкурса на право оценки земель, подлежащих изъятию под строительство олимпийских объектов, проведенного Госкорпорацией «Олимпстрой». Ими стали московские компании ЗАО «АБМ Партнер» и OOO «Объединенное предприятие по оценке и экспертизе специальных объектов и инвестиций», а также Институт оценки и управления собственностью Кубанского государственного технологического университета и ООО «Центр экономических и правовых экспертиз» (Сочи). По мнению экспертов, эти компании в состоянии обеспечить независимую оценку земли и назвать ее рыночную стоимость.
Тем не менее, специалисты рынка недвижимости полагают, что, вне зависимости от уровня профессионализма оценщиков, необходим контроль и за их деятельностью. К тому же у этих компаний не так много времени на оценку. Еще не все они подписали соответствующие контракты. В то время как работать надо уже сегодня – по договоренности с заказчиком оценки земли – администрацией города Сочи. И все работы должны быть завершены в течение двух месяцев.
Сложность еще и в том, что практики оценки изымаемых земель в Сочи у оценщиков нет, и они полагают, что им придется столкнуться с немалым объемом работ.
По мнению оценщиков, не представляется возможным говорить и о стоимости земли или планируемых к сносу строений в Сочи. Нет правоустанавливающих и других документов, в частности, той же информации по обременениям, для того чтобы определить стоимость оцениваемых объектов.
В то же время оценщики надеются, что жителей Сочи устроит та оценка, которая будет проведена, и количество исков к государству и оценочным компаниям, как к третьим сторонам, будет минимальным.
Тем временем, жители «сочинского плацдарма» – Имеретинской низменности, находясь в постоянном напряжении из-за отсутствия достаточной информации, касающейся их прав, прибегают к крайним мерам – акциям протеста. Так было в марте, во время визита МОК, когда и был проведен митинг протеста против переселения их с территории, на которой по плану должны сооружаться олимпийские объекты. Они обеспокоены тем, что в связи с принятием закона об изъятии земель под олимпийское строительство их участки могут отнять, просто предложив выкупить землю. Хотя ранее и экс-мэр Сочи В. Колодяжный, и губернатор А. Ткачев заверяли имеретинцев, что их дома для нужд олимпийского строительства сноситься не будут.
Однако в начале марта В. Колодяжный предупредил имеретинцев о предстоящем сносе 120 домов, подпадающих под олимпийскую застройку. Конкретные сроки, место, куда будут выселяться имеретинцы, названы не были, как и цена компенсации.
Тогда жители «имеретинки» припомнили и слова министра регионального развития Д. Козака, который на одном из совещаний в Госдуме заявил, что компенсация будет составлять 12 тыс. долл. за сотку, что, по мнению жителей, является «чистым рейдерством» – ведь рыночная стоимость сотки земли в «имеретинке» сегодня составляет более 100 тыс. долл.
В резолюции, направленной в марте после митинга Президенту РФ В. Путину, Б. Грызлову и губернатору Краснодарского края, митингующие заявили, что «в случае принятия решения об изъятии земли, находящейся в собственности или владении гражданина, будут предприниматься массовые акции протеста и гражданского неповиновения».
Понятно, что вопрос необходимо решать. В начале апреля экс-глава Сочи В. Колодяжный встречался с экс-премьер-министром РФ В. Зубковым, они обсуждали, что необходимо сделать, чтобы интересы жителей Имеретинской долины, дома которые попадут под снос, были защищены. В частности, говорилось, что для староверов в «имеретинке», которые первыми подпадут под действие «олимпийского» закона, так называемой «ускоренки», планируется построить деревню на берегу моря – более 100 домов. Предполагается разработать ряд проектов с учетом пожеланий самих староверов. В настоящее время якобы уточняются их число и количество участков, которые будут подлежать изъятию. В. Зубков дал тогда соответствующее распоряжение и министру регионального развития Д. Козаку.
Однако староверы считают, что лучше было бы, если бы их оставили жить на их участках, где они проживают уже более ста лет. Но даже если речь идет о больших деньгах, которые сулят власти, то активист из общины староверов Дмитрий Дрофичев на это заявляет, что городское руководство несколько раз встречалось с местными жителями, но о конкретных цифрах речи не шло.
А то, что у законных владельцев земельных участков и строений, чьи интересы непосредственно затрагивает будущая Олимпиада, есть свое мнение, так его у них никто не спрашивает.
Чиновники считают, что есть «особенный» закон по изъятию земель, определили оценщиков – и всё? А как же с наличием других законов, которые обратной силы не имеют и защищают частного владельца, его законное право на собственность, которое еще никто не отменял? Или «олимпийский» закон вступает в противоречие с иными действующими? О каком правовом государстве может идти тогда речь? Скорее речь идет о правовом нигилизме чиновников, создающих законы, в которых сами не могут разобраться и которые в данном случае могут быть направлены против законных владельцев?

Олимпиаде мешает чиновник?

О дефиците информации по вопросам изъятия земель у владельцев под олимпийские объекты в Сочи говорит и директор «Сочинского института гражданского общества», председатель ассоциации ТСЖ г. Сочи «Свой дом», эксперт Сочинской городской общественной палаты по ЖКХ Валерий СУЧКОВ:
– Многие сочинцы, чьи интересы затрагивает Олимпиада, вовсе не против строительства олимпийских объектов. Позиция населения такова – стать соучастниками хороших полезных преобразований на этой территории. Но только без хаоса. В связи с этим первый вопрос к власти – наведите порядок в действиях. Второе. Ознакомьте жителей со всеми документами, планами, касающимися изъятия участков. Третье. Предложите жителям соучастие в этом процессе, оценив вклад каждого – земли, недвижимость, в виде создания совместного предприятия, к примеру, на долевых началах – все от этого только выиграют. Кто бы отказался от хорошего начала? Я себя рассматриваю как человека, который пытается содействовать Олимпиаде, положительным процессам, которые должны начаться.
Но, увы, власть ведет себя, видимо, как оккупанты на чужой территории. А «имеретинцев», в частности, преподносят как противников Олимпиады. Это не так. Скорее люди чувствуют себя жертвами Олимпиады. Еще точнее – жертвами принимаемых чиновниками решений, которые не согласуются ни с законами, ни с интересами жителей этой территории
Сегодня нет документов по планированию развития территории, нет правил землепользования, правил, которые устанавливают определенный порядок осуществления градостроительной деятельности. Как можно в условиях хаоса говорить о строительстве олимпийских объектов?
– Я сейчас со страхом жду первых извещений об изъятии участков. Закон об упрощенном порядке изъятия участков предусматривает только административную процедуру. Там нет никаких интересов сочинцев. В то же время во всем мире приняты простые вещи – согласительные комиссии по каждому земельному участку с участием собственника и представителя общественности для выработки приемлемых для всех решений.
На самом высоком уровне мы говорим о том, что необходимо подключать общественность для контроля над властью. На деле нашей недвижимостью распоряжаются все кому не лень и как хотят.
Сложность создавшейся в Сочи ситуации – в конфронтации. Парадокс в том, что именно власть, чиновники своими неграмотными действиями создают проблемы, именно они, отстаивая свои интересы, а не жители Сочи, которые готовы на компромисс, мешают конструктивному диалогу и подготовке Олимпиады.

Тем не менее, экс-вице-губернатор по олимпийским вопросам, а ныне кандидат в мэры Сочи В. Афанасенков еще в марте заявил, что «олимпийский департамент» собирается найти общий язык со староверами, проживающими на территории будущих олимпийских объектов в Нижнеимеретинской долине. Мы планируем найти конгломерацию, которая устроит всех».
Исходя из вышесказанного Валерием Сучковым об отсутствии необходимой информации, «конгломерации» между властью и владельцами участков, подлежащих изъятию, еще нет. Похоже, ситуация осложняется еще и кадровой неразберихой в крае, когда чиновников скорее беспокоит вопрос, как удержаться в кресле.

Напомним, по предварительным данным «олимпийского» департамента, к изъятию в Сочи подлежит более 1 тыс. земельных участков, на которых будет построен 71 объект. По словам Афанасенкова, «для того, чтобы точно сказать, сколько участков будет изъято, нужно точно определить границы строительства. А для этого нужно знать, когда заказчики нам передадут документацию по строительству». По его словам, в соответствии с законом границы этих участков будут утверждены до конца декабря 2008 года.

Ольга ГОРЯЧЕВА
P.S. Когда верстался номер, стало известно о новом законопроекте «О внесении изменений в федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенном в Госдуму РФ 9 июня теперь уже единороссами.
По мнению его авторов, это «дополнительный шаг, направленный на защиту интересов граждан в ходе организации и проведения зимней Олимпиады в Сочи. Чтобы не ущемить права собственников земли, процесс ее оценки и изъятия должен проходить в строжайшем соответствии с законом, а, следовательно, механизм кадастрового учета необходимо отработать до мелочей, сделать его максимально эффективным».
Законопроект предусматривает источник и механизм финансирования кадастровых работ и работ по государственному кадастровому учету в отношении изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, необходимых для размещения олимпийских объектов федерального значения.
«Эти работы должны финансироваться за счет средств ГК «Олимпстрой» на основе договора, который будет заключаться между администрацией Краснодарского края, корпорацией и лицом, обладающим в соответствии с законодательством правом проведения кадастровых работ», – отмечают авторы документа.

Автор: Сергей САХАРКОВ