Правительство готовит списки нуждающихся предприятий

16/12/2008 - 09:54
Читать u-f.ru на

Правительство готовит список предприятий, которым требуется поддержка государства. Об этом заявил на заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин.

Разработаны и критерии, которым соискатели госпомощи должны соответствовать, чтобы претендовать на успех. Список будет из двух частей - федеральной и региональной. На федеральном уровне отберут примерно 300 компаний, на региональном - еще около 1,2 тысячи.
Необходимость создания списков адресатов господдержки в Белом доме объясняют тем, что пока деньги, выделенные государством на поддержку экономики, доходят до реального сектора с трудом. В списке окажутся предприятия, которые обеспечивают до 85% ВВП страны. Они же - крупнейшие работодатели, помощь которым призвана предотвратить существенный рост безработицы. Эксперты прогнозируют острую борьбу компаний за право оказаться в заветном перечне. Их стимулирует и тот факт, что, как обещает правительство, список не будет закрытым. Правительство готово пополнять его по мере необходимости. Первый вариант федеральной части списка Владимир Путин может утвердить уже завтра.
Четыре жизненно важных критерия

Чтобы рассчитывать на прямую помощь от государства, предприятие реального сектора должно соответствовать хотя бы одному из четырех критериев:
1) объем выпускаемой продукции должен быть больше, чем на 15--16 млрд рублей в год;
2) на предприятии должны работать более 4 тысяч человек;
3) предприятие должно быть градообразующим;
4) в оборонном комлексе приоритет отдадут предприятиям, использующим высокие технологии

По подсчетам вице-премьера - министра финансов Алексея Кудрина, таких предприятий в России свыше 300. Всего же российское правительство планирует мониторить около 1,5 тысячи предприятий.
Реальные получатели госпомощи

Сейчас государство напрямую поддерживает предприятия реального сектора через госинтервенции на рынке ценных бумаг. Для этого Внешэкономбанку (ВЭБ) было выделено 175 млрд рублей. На покупку акций каких компаний тратятся эти средства, неизвестно, однако эксперты убеждены в том, что поддерживаются прежде всего госкомпании, такие как Сбербанк, ВТБ, «Газпром», «Ростелеком», нефтяные компании, а также аффилированные с государством компании, например КамАЗ и АвтоВАЗ.
Кроме того, наблюдательный совет ВЭБа уже одобрил рефинансирование нескольких сделок предприятий горнорудной промышленности и микроэлектроники, деятельность которых имеет важное социально-экономическое значение для России, на общую сумму около $2 млрд. Размер всех одобренных наблюдательным советом сделок по рефинансированию внешних обязательств организаций реального сектора экономики в настоящее время составляет около $10 млрд.
Другой вид госпомощи, вхождение государства в уставный капитал, получило пока только НПО "Сатурн". Премьер-министр Владимир Путин принял решение выкупить акции компании у менеджмента по рыночной цене. Объем сделки не называется.
Также было принято решение о субсидировании процентных ставок по кредитам для сельхозпроизводителей в объеме 7 млрд рублей, а для автопредприятий - 2,5 млрд рублей.

Правительство сэкономит
на строительстве
Министерство экономического развития предлагает сократить затраты федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 15%. Экономить предполагается за счет сокращения затрат на строительство, так как цены на стройматериалы во второй половине 2008 года значительно упали. "Освободившиеся средства предполагается направить на программу поддержки предприятий и отраслей экономики в рамках антикризисного комплекса мер", - заявил вчера по итогам заседания президиума правительства замминистра Минэкономразвития Олег Савельев.
Окончательно решение о сокращении затрат по ФЦП и ФАИП будет принято на ближайшем заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, которое должно состояться на следующей неделе. Кроме того, в правительстве не собираются отказываться от ранее озвученной идеи передать исполнение некоторых ФЦП на аутсорсинг. "Сейчас разрабатываются критерии - какие компании
и для выполнения каких функций будут привлекаться", - отметил Савельев.

Кто последний в Белый дом?
С объявления новой антикризисной меры Владимир Путин начал вчерашнее заседание правительственного президиума. "Анализ показывает, что до реального сектора экономики выделяемые государством финансовые ресурсы доходят медленно. Поэтому хотел бы обратить внимание на работу крупнейших российских предприятий", - заявил премьер.

Идея списка предприятий, которым правительство готово помогать в приоритетном порядке, зрело в стенах Белого дома не одну неделю. Публично о создании подобного перечня впервые заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на встрече с президентом Дмитрием Медведевым 1 декабря. Последующие две недели кремлевские и правительственные чиновники обсуждали создание списка в закрытом режиме. Последнее совещание состоялось вчера утром под руководством Шувалова, присутствовал и вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин.

Отбирать предприятия решено по четырем критериям (см. справку). Для сельхозпредприятий требования Белый дом обещает скорректировать, например, снизить порог годового оборота. Однако это исключение. Главное - отраслевых льгот не будет, и правительство станет отбирать счастливчиков независимо от их отраслевой принадлежности, заявил по итогам заседания правительственного президиума Алексей Кудрин.
Федеральную часть списка разработает недавно созданная госкомиссия по выработке антикризисных мер. Черновой вариант списка уже готов. На просьбу журналистов назвать счастливчиков Кудрин заявил, что "в список входят все крупные компании, которые приходят в голову".

Как пояснил один из сотрудников аппарата правительства, список в основном будет состоять из предприятий оборонной, нефтегазовой и металлургической промышленности, а также строительных и сельскохозяйственных компаний.

Схожая структура будет и у региональных списков. За их написание на местном уровне будут отвечать рабочие группы, куда помимо чиновников войдут и банкиры. Если федеральная часть списка будет готова в течение двух дней, то временными рамками региональные рабочие группы федералы решили не ограничивать.

О, счастливчик!

Предприятия, попавшие в заветные список на региональном или федеральном уровнях, получат целый букет преференций от государства. Компании смогут заручиться госгарантиями при получении кредитов, а также рассчитывать на субсидирование процентной ставки со стороны властей. Также в Белом доме собираются обеспечить нуждающихся госзаказом и предоставить им налоговый кредит на несколько лет. Наконец, власти готовы пойти на увеличение уставных капиталов проблемных предприятий в обмен на долю в их капитале. Впрочем, в Белом доме обещают не злоупотреблять этой мерой и покупать доли прежде всего в оборонных предприятиях, которые оказались на грани банкротства.

По расчетам Минфина, на помощь предприятиям, попавшим в список правительства, дополнительно надо зарезервировать 325 млрд рублей. Резерв в 175 млрд рублей в бюджете 2009 года уже был заложен. Оставшиеся 150 млрд рублей Минфин уже ищет, сообщил вчера Кудрин. При этом регионы отобранные ими предприятия станут поддерживать из собственных бюджетов.

По словам управляющего директора группы компаний "Тройка Диалог" Андрея Шаронова, создание списка предприятий, которым правительство окажет помощь, доказывает, что деньги через банки до реального сектора пока практически не дошли.

"Новая правительственная мера, с одной стороны, позволяет сконцентрироваться на самых уязвимых секторах, оказать точечную поддержку наиболее проблемным предприятиям. Но, с другой стороны, это по-прежнему ручная настройка, а системные меры не срабатывают", - говорит Шаронов. Эксперт также отмечает, что создание подобных списков, особенно на региональном уровне, - плодородная почва для коррупции.

Не разделяет опасений по поводу закулисных игр генеральный директор «Финэкспертизы» Агван Микаелян. "Любое решение о перераспределении средств может создать почву для коррупции. Главное - контроль", - уверен он. По его мнению, правительству прежде всего следует бороться с ростом процентных ставок по кредитам. "Весь мир снижает ставки рефинансирования, чтобы сделать деньги дешевыми, у нас все происходит строго наоборот", - жалуется Микаелян.
Помощь реальному сектору со стороны правительства должен подстегнуть пикирующий промышленный рост, быстро меняющий плюс на минус. По словам Кудрина, в прогнозе социально-экономического развития страны на ближайшие три года, который сейчас Минэкономразвития согласует с Минфином, рост отечественного ВВП в следующем году не превысит 3%. Впрочем, правительство не оставляет попыток добиться более высокого результата. Например, за счет замедления темпов роста тарифов на услуги естественных монополий, что снизит издержки предприятий. Замминистра финансов Антон Силуанов уже заявлял, что темпы роста тарифов в следующем году будут снижены на 10--15%. Алексей Кудрин вчера поправил своего зама, заявив, что снижение будет гораздо существеннее. Поправил глава Минфина и замминистра экономического развития Андрея Клепача, который в прошлую пятницу заявил о рецессии российской экономики. "Никакой рецессии у нас нет", - категорично заявил Кудрин.

Вам какая поддержка требуется?

ГЕННАДИЙ ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников России
Конечно, в первую очередь нужна финансовая поддержка для возможности погашения тех кредитов, которые были взяты и по которым уже подошли сроки. Также требует совершенно нового построения вся налоговая конструкция, тем более в условиях кризиса, чтобы организации все-таки смогли выживать в этой непростой обстановке. Скажем, у нас пока достаточно высокие таможенные пошлины, и хотя крупные компании работают рентабельно, эта рентабельность совсем невелика. Малые компании вообще работают на грани рентабельности и к тому же на очень сложных месторождениях. А ведь в сегодняшних условиях особое значение имеют именно малые организации, потому что они более оперативны и могли бы быстрее поворачиваться в сторону проблем, существующих сейчас в вопросах нефтедобычи. За последние годы за счет того, что цена была достаточно большой, мы сумели резко сократить количество простаивающих скважин. Но в настоящее время, учитывая теперешние цены, целый ряд нефтяных скважин, особенно низкодебетных, являются либо малорентабельными, либо вообще нерентабельными, а это значит, что есть опасность их остановки. Как выйти из положения? Нужна несколько иная система передачи этих скважин в аренду малым предприятиям, которые могли бы из них добывать. Те же 4--5 тонн в сутки для малых компаний могли бы быть рентабельными, что могло бы стать достаточно большим резервом для добычи. Конечно, для малых компаний могут потребоваться и какие-то преференции с тем, чтобы они могли работать безубыточно. И еще. Нужно более оперативно рассчитывать таможенные пошлины. Правда, сейчас сделан шаг вперед, и их рассчитывают на основании месячного мониторинга цен. Но было бы неплохо, если бы это был полумесячный мониторинг или вообще в режиме онлайн. Безусловно, надо искать такие пути, чтобы у нефтяных компаний был стимул для обеспечения эффективной добычи. Так что есть масса вопросов, над которыми нужно работать правительству.

ДАВИД ЯКОБАШВИЛИ, председатель совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания"
Нам нужны прозрачные правила игры, долгосрочные (не меньше, чем на год) кредиты и нормальные ставки на них. Нужно, чтобы залоги были в каких-то нормальных рамках, и было бы неплохо, если бы государство взяло на себя какую-то часть залоговой базы. Это нужно как переработчикам, так и производителям. Раньше на подобный вопрос отвечали «лишь бы нам не мешали», а теперь нам уже надо просто помочь. Сейчас, конечно, существуют большие сложности с банковской системой, и ставки очень высоки, но всем нам надо друг друга поддержать. А если у нас не будет денег, то будет тяжело поддерживать и сети, и производителей. Если государство сможет сделать какие-то позитивные шаги в этом плане, то они будут только приветствоваться бизнесом.

ШАЛВА ЧИГИРИНСКИЙ, бизнесмен
Поддержка требуется всем, только я боюсь, что в мире нет такого государства, которое смогло бы удовлетворить все просьбы тех, кто страдает от кризиса. Нет ни такого государства, ни такого бюджета. Но государство и в кризисной обстановке может создать условия: снижать налоги, экспортные и импортные пошлины и так далее. Я не думаю, что государство может пойти на то, чтобы просто дать кому-то деньги в конверте. Нынешний кризис очень коварен. Еще 10 лет назад мировая экономика была не так глобализирована, как сейчас. То есть кризис охватил весь мир, и все это очень похоже на мировую экономическую войну. Что касается того, что Россия якобы могла стать островком стабильности... Знаете, такой островок сегодня может быть где-нибудь в дельте реки Амазонки, где живут дикие племена. Там и они никого не трогают, и их никто; едят себе червяков и будут есть дальше. Естественно, не Россия виновата в этом кризисе, к тому же она до него вообще набрала очень хорошую форму. Президент Дмитрий Медведев сказал, что сейчас нужна новая экономическая архитектура, и мне нравится этот подход. Всем нужно понять, что сейчас на каком-то островке никто не выживет. Выживать будем вместе. Или погибать... Человечество действительно становится одной семьей, и эта тенденция только усиливается.

Автор: Сергей САХАРКОВ