«Полумертвая» зона Черного моря

10/12/2008 - 18:59
Читать u-f.ru на

Недавние исследования специалистов Главного управления природных ресурсов и окружающей среды Краснодарского края, отдела НИИ «АзЧеррыбвод», еще раз подтвердили: плохое качество очистки бытовых и хозяйственно-технических сточных вод, стихийные свалки отходов на побережье, отсутствие в приморских населённых пунктах нормальной канализации – всё это давно угрожает экологическому равновесию, флоре и фауне данной части Черного моря. Непонятно, зачем и для кого активно развивать курорты российского Причерноморья, если там купаться уже вредно для здоровья – морская вода настолько загрязнена! Через 15-20 лет это море у берегов России может стать реально «мертвым» – не только из-за обилия там нефтяных терминалов или портовых комплексов для перевалки опасных химических, прочих видов грузов...
Никого из отдыхающих, например, вблизи Туапсе или в Кабардинке (под Геленджиком), сейчас не удивляет «несопоставимое» соседство: в паре милей от того места побережья, где находится «звездочный» отель или фешенебельный пансионат, на морском рейде болтаются сразу несколько крупных танкеров. А в пик курортного сезона к берегу то и дело выплывают мазутные окатыши... Становится понятно, почему, скажем, большинство новороссийцев и даже сочинцев давно не принимают морские ванны «по основному местожительству» – они-то знают, КАКОЕ у них море!
Акватории портов и якорные стоянки судов, районы возле «нефтеперевалочных» предприятий – те места побережья, где экологи Кубани вообще не советуют купаться даже взрослым людям. Но так исторически сложилось, что, скажем, в Туапсинском районе или вблизи промышленного Новороссийска расположены десятки баз отдыха и детских лагерей. Каждый раз при выборочных проверках местные экологи убеждаются: многие грузовые причалы вообще не оборудованы системами очистки; то, как оснащены здешние порты средствами для «уборки» аварийных разливов нефти, оставляет желать лучшего.
Сейчас морское дно у Новороссийского порта – это ядовитый грунт, пропитанный нефтепродуктами. Неблагополучными по экологическому состоянию специалисты считают и другие районы Новороссийска: акваторию, прилегающую к восточному и западному молам, устье реки Цемес, места якорных стоянок. Два года назад нефтяные загрязнения находили не только в устье реки Цемес, но и выше Цемдолины; по данным ученых, они превышала допустимые нормы в три раза. Концентрация меди превышала предельную норму во всей портовой акватории Новороссийска и в районе глубоководного выпуска посёлка Алексино. Далее, из-за прибрежной городской свалки у мыса Дооб регулярно ухудшается состояние воды по гидрохимическим и гидробиологическим показателям. По данным краевого Управления природных ресурсов, порой неочищенные промышленные стоки идут в Новороссийске через ливневую канализацию. Наверное, вполне закономерно, что, согласно «Государственному докладу о состоянии и охране окружающей среды в РФ», вся эта портовая зона по-прежнему является одним из наиболее крупных загрязнителей побережья Кубани; а Новороссийск – единственное место региона, которое входит в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.
...Ученые заметили, что за последние годы в морской воде возросло количество канцерогенных нитратов. Они появляются из-за разложения органики в бытовых стоках, выброшенных в море без очистки. Почти все свалки (даже «легальные») на Черноморском побережье исчерпали свой ресурс. Теперь это мощные источники загрязнения моря – большинство из них не оборудовано противопаводковыми сооружениями. Отходы нередко сваливают на крутых обрывах прибрежных балок; а это значит, что во время ливней ту грязь с химическими веществами может запросто унести в морские воды.
Ну и добавьте сюда угрожающую экологии и здоровью людей обстановку в портах, специализирующихся на перевалке опасных грузов и в тех морских акваториях, где периодически случаются крушения судов: Керченском проливе в районе Тамани. (О чем «ЮФ» сообщал не раз.) Серьёзное беспокойство у Южной транспортной прокуратуры вызывает реальная экологическая ситуация и в портах Туапсе, Приазовья, Каспийского региона. Там регулярно в результате неисправностей судов и портового оборудования
случаются мелкие выбросы нефти, угля, мазута в море...
По данным Ростехнадзора, после известной катастрофы судов в зоне Керченского пролива (ноябрь 2007-го – в морскую воду попало, помимо нескольких тысяч тонн серы, и до двух тысяч тонн нефтепродуктов) повышенные концентрации вредных веществ на уровне 1,5–2 ПДК до сих пор сохраняются в Таманском заливе. А до курортов Кубани – рукой подать!
Вот как прокомментировал сложившуюся ситуацию Александр ЦУРКАНЕНКО – ведущий ихтиолог Черноморского отдела «АзЧеррыбвод»:
– Наши «власть предержащие» словно не замечают: по всему Черноморскому побережью РФ за последние десятилетия плотность застройки возросла в несколько раз. А качество очистки сточных вод различного происхождения оставляет желать лучшего. Между тем, течение, которое идет вдоль побережья Краснодарского края со скоростью от 1,5 до 5 км/ч, примерно за пять-шесть дней доносит воду от Сочи до Анапы и далее – Керченского пролива. А от Новороссийска до заповедных Малого и Большого Утриша плохо очищенная вода попадает менее чем за сутки. Это означает: загрязнение моря в любом месте мгновенно сказывается на экологическом состоянии всей прибрежной полосы. Трудно поверить, что еще лет 30 назад дно Цемесской бухты просматривалось с любой точки акватории. Хорошо известные новороссийцам и анапчанам районы Озерейки, Дюрсо, Малого и Большого Утриша были чистейшими настолько, что морское дно было видно на глубине до 25 метров! А что сегодня? По всему побережью практически исчезли мидии, крабы, креветки. Раньше все скалы от прибрежных до глубин 15 метров были усеяны колониями взрослых мидий, которые фильтруют воду и служат средой обитания для червей нереид, других организмов. Казалось, не так давно весной и осенью кефаль из Керченского пролива двигалась на юг, в сторону Сочи и далее Абхазии, шла косяками по километру длиной. Но сейчас остались о том лишь воспоминания. По вышеупомянутым причинам резко сократилась популяция таких рыб, как лобан, горбыль, зубарик; почти не встречаются в Черном море пеламида и луфарь. Кстати, у берегов Болгарии и Турции все скалы под водой до сих пор усыпаны мидиями; прозрачность морской воды и количество рыбы там такие, какие у нас были еще четверть века назад...
В подтверждение этих слов приведём мнение еще одного эксперта – председателя региональной Федерации подводной охоты, мастера спорта Владимира ЧУКАРДИНА:
– Понятно, что отечественные порты должны развиваться. В Новороссийске строятся новые причалы, ведутся дноуглубительные работы. Но давайте посмотрим, что делают с извлекаемым грунтом, содержащим ил и глину со всякими вредными «примесями». Баржи вывозят его оттуда в район соседней Кабардинки и сбрасывают на глубине 10-20 метров. На таких глубинах сбрасываемый грунт интенсивно размывает штормами и течением разносит на километры вокруг. Причем район свалки определен официально. Для морской флоры и фауны это настоящее бедствие! Сбрасывание грунта принесло бы меньший вред на «неживых» глубинах свыше 100 метров – там, где природный сероводород. И таких примеров – масса.
Мне приходилось участвовать во многих соревнованиях на Средиземном море и Адриатике. Вот уж где кристально чистая вода! Ее прозрачность достигает 70 метров. Просто в странах Средиземноморья власти вовремя спохватились и начали со всем этим наводить порядок – осознали, к чему может привести загрязнение морских вод. Обидно, что у нашего Черноморского побережья редко встретишь рыбу, тот же горбыль весом в 700-800 граммов. Восстановить живую среду Черного моря нам будет гораздо сложнее, чем удалось ее столь варварски и бездумно разрушить!
(При информационном содействии газеты «Наш Новороссийск», пресс-службы Южной транспортной прокуратуры и «Экологической вахты по Северному Кавказу»)

Автор: Сергей САХАРКОВ