Давосский форум разгадал загадку конкурентоспособности

21/01/2008 - 10:02
Читать u-f.ru на

В среду в Давосе начнется Всемирный экономический форум (ВЭФ). России будут посвящены сразу три секции: "Наследство президентов Буша и Путина", "Геополитические амбиции России", "Россия и ее соседи".

Российскую делегацию возглавит вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин. Ему придется не только отвечать на вопрос: "Who is mr. Medvedev?" (хотя на него в 2007 году в том же Давосе мог ответить Дмитрий Медведев лично), но и, например, объяснять, насколько в России защищена частная собственность. Дело в том, что в предваряющем работу форума докладе ВЭФа о конкурентоспособности подобная защита названа экстремально слабой, российские власти обвиняются в намеренном искажении конкуренции. Зато в последнем рейтинге инвестбанка Goldman Sachs Россия по потенциалу роста обогнала Китай. Как одно совместить с другим?

По сумме всех показателей, учитывающихся при составлении рейтинга конкурентоспособности, Россия заняла 58-ю строчку. Греция, например, оказалась на 65-м месте, Казахстан - на 61-м, Бразилия - на 72-м, Италия на 46-м. Лидируют в рейтинге - США, вслед за ними идут Швейцария, Дания и Швеция.

Догнать Кувейт

Заметное отставание России от развитых стран становится наглядным при более внимательном сравнении рейтингов. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФа) (исследование готовили как специалисты Давосского форума, так и профессора Гарварда и Колумбийского университета) отдельно оценили Россию по каждому из 12 показателей конкурентоспособности. По уровню эффективности правительства Россия получила "почетное" 118-е место, рейтингу независимости правосудия - 106-е, корпоративные стандарты оказались на том же уровне, что и качество госуправления - 120-е место.

Особое беспокойство у авторов конкурентного рейтинга вызывает сочетание двух факторов: "Низкая эффективность госуправления и одновременно вмешательство правительства в дела частного бизнеса и создание неравных конкурентных условий для коммерческих структур".

По уровню развитости институтов Россия получила 116-е место (114-е - у Албании, 115-е - у Украины, 117-е - у Бурунди и 118-е - у Камеруна). Зато по ряду показателей (они и помогли получить общее 58-е место) Россия оказалась на передовых позициях. Российский рынок по объему вышел на 9-е место в мире (1-е - у США, 2-е - у Китая). Рейтинг высшего образования - 45-е место, эффективность рынка труда - 33-е, макроэкономическая стабильность - на 37-м. Тем не менее в макроэкономической части, которая зачастую является предметом особой гордости российских властей, все оказалось не так уж хорошо, как могло бы. Большинство нефтедобывающих стран - Кувейт (у этой страны вообще 1-е место в рейтинге макроэкономической стабильности), Ливия, Бахрейн, Саудовская Аравия, Алжир - по макроэкономическим показателями обошли Россию. А вот США этот показатель провалили - 75-е место (с госдолгом в $9 трлн это не удивительно).

Перегнать Китай

Если посмотреть на рейтинг конкурентоспособности в динамике, то фактических изменений в России нет: в прошлом году было 59-е место, в этом - 58-е. Зато в рейтинге Goldman Sachs все выглядит несколько иначе. Инвестбанкиры считают, что российская экономика за год изменилась к лучшему, и поставили ее на 66-е место (74-е - в прошлом году). При этом впервые по уровню экономического потенциала Россия обогнала Китай. В термин "экономический потенциал" GS вкладывают совокупность пяти факторов: макроэкономическая стабильность, инвестиционный климат, человеческий капитал, политические условия, доступность современных технологий.

Данные при составлении рейтингов берутся из двух групп источников: это сведения, предоставляемые национальными статистическими службами, и оценки политической ситуации, которые дает Всемирный банк. Собственно, в этом и заключается принципиальное отличие рейтинга GS от рейтинга ВЭФа: эксперты Давосского форума не доверяют национальным статс-службам и перепроверяют информацию по методикам независимых институтов в каждой из стран.

Обогнать Китай по экономическому потенциалу России удалось за счет телекоммуникаций. GS оценивал не объем производства сотовых телефонов (по которому Китай, безусловно, опережает Россию да и другие страны тоже), а уровень распространения телекоммуникационных услуг среди населения. Эксперты также считают, что Россия опередила Китай из-за ухудшений его оценок по таким показателям, как верховенство закона и коррупция.

Потенциал российской экономики, по оценке GS, определяют также макроэкономическая стабильность, крайне низкий уровень внешнего долга и высокая доля образованного населения.

GS составляет свой рейтинг уже 10 лет. За это время Россия проделала большой путь: со 140-го места - на 66-ю строчку. Впрочем, и это место высоким назвать нельзя.

Что это за потенция при такой низкой конкурентоспособности?

Евгений Ясин / научный руководитель ГУ-ВШЭ:

Потенция состоит в том, что у нас есть перспективы экономического роста, основанные на природных ресурсах, а также увеличении спроса на них. Причем речь идет не только о нефти и газе, но и о продовольствии. А в России, Казахстане и на Украине - самые большие резервы для увеличения его производства и экспорта без значительных инвестиций. Однако принципиальный вопрос сегодня для всех нас - это преодоление культурного барьера, который закрывает дорогу к созданию инновационной экономики. А преодоление культурного барьера - это переход к таким ценностям и нормам поведения, которые ориентированы на более высокую гибкость экономики, продуктивность и так далее. Ведь следующая фаза развития - не индустриальная экономика, а экономика инноваций, экономика знаний. Там речь идет не об опережающем росте, там все время все меняется. И к этому нужно быть готовым. Из всех стран БРИК к задаче преодоления культурного барьера мы находимся ближе всего. Однако сделать это боимся, думаем, что имперское величие заменит культурные изменения. Но у Индии и Китая (стран с колоссальным населением, которые имеют гораздо большие, чем мы, резервы для индустриального роста) есть запас времени в 15-20 лет, а мы можем реализовывать только те проекты, которые основаны на увеличении производительности, но не численности рабочей силы. Однако потом встанут перед барьером и они, причем высота преграды будет выше, ведь у них своя, более древняя культура, больше ориентированная на подавление личности, а не на использование ее возможностей.

Андрей Бунич / президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России:

Думаю, что банкиры, говоря о потенциале страны, больше ориентируются на анализ ее инвестиционной привлекательности, а также перспективы того, как можно там заработать. В какой-то степени это, конечно, связано с экономическим ростом, но едва ли является главной целью. Поэтому думаю, что оценка нашей конкурентоспособности более правильная. По сравнению с Китаем и Индией у нас правда много минусов. Скажем, в международном разделении труда Россия постепенно может вообще провалиться в яму. Ведь высокотехнологичная продукция концентрируется в США, Европе и Японии, а дешевые рабочие руки как раз в Китае и Индии. В результате получается, что у нас нет четкой специализации. А специализация является базой для конкурентоспособности. При этом если говорить о росте, то он может быть обеспечен, например, за счет скупки акций. В России можно хорошо заработать на активах из-за недооцененности компаний в области энергетики и природных ресурсов и того, что многие из них еще не вышли на мировой рынок. Здесь действительно есть перспективы: можно вообще ничего не делать, а воспользоваться конъюнктурой. Однако обществу гораздо важнее быть конкурентоспособным, потому что для простых людей имеет смысл общее развитие страны. Важно, чтобы у нее была своя ниша в мировой экономике.

Григорий Томчин / руководитель подкомиссии Общественной палаты по конкурентоспособности, саморегулируемым организациям и защите прав потребителей:

Я бы не называл конкурентоспособность нашей страны низкой. Ведь Россия входит в группу наиболее перспективных стран в мировой экономике (БРИК), а это уже говорит о высоком ее уровне. Дальше все будет зависеть от развития ситуации: от того, что будет после выборов, от преемственности, от инвестиционного климата, от направлений развития налогового и пенсионного законодательства, от того, как инвесторы будут применять закон о концессиях - то есть от конкретных вещей. А говорить о том, кто впереди - мы, Индия, Китай или Бразилия, - это бессмысленно. Если Россия будет продолжать сидеть на нефтяной игле, ее возможности станут падать. А если начнет искать что-то новое (не только инновации, где нас никто не ждет, а, скажем, развитие транзитных путей, инфраструктуры и так далее), тогда сможет многих опередить.

Александр Иоффе / президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства:

Потенция - это такая вещь, которая нацелена на будущее. Поэтому, полагаю, все согласны, что у России с ней все в порядке. Другой вопрос, как эту потенцию возбудить, чтобы она обратилась в реальность. А здесь, наверное, нужно менять политику.

Рейтинг конкурентоспособности ВЭФ

Позиция Страна
1 США
2 Швейцария
3 Дания
4 Швеция
5 Германия
6 Финляндия
7 Сингапур
8 Япония
9 Великобритания
10 Голландия
55 Кипр
56 Мальта
57 Хорватия
58 Россия
59 Панама
60 Маврикий
129 Зимбабве
130 Бурунди
131 Чад

Источник: официальный веб-сайт Давосского форума

12 показателей конкурентоспособности России

Показатель Место России На одну строчку выше На одну строчку ниже
Институты 116 Украина Бурунди
Инфраструктура 65 Уругвай Узбекистан
Макроэкономическая стабильность 37 Новая Зеландия Литва
Здравоохранение и среднее образование 60 Узбекистан Китай
Высшее и послевузовское образование 45 Таиланд Хорватия
Эффективность товарных рынков 84 Грузия Колумбия
Эффективность рынка труда 33 Голландия Катар
Развитость финансовой системы 109 Доминиканская Республика Армения
Распространение технологий 72 Ботсвана Китай
Объем рынка 9 Италия Бразилия
Корпоративные стандарты 88 Доминиканская Республика Гамбия
Инновации 57 Барбадос Польша
Источник: официальный веб-сайт Давосского форума

Автор: Сергей САХАРКОВ