Комитет приступает к следствию

07/09/2007 - 09:59
Читать u-f.ru на

С 7 сентября в России в полном объеме начинает работать Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ. Накануне, в четверг, на сайте Генпрокуратуры новая структура еще не была обозначена. Как сообщили в пресс-службе данного ведомства, необходимые коррективы будут внесены по завершению всех необходимых формальностей. В приемной же руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина объяснили, что отмечать первый день работы какими-либо торжественными акциями и празднествами за накрытыми столами не предполагается.

Как рассказывал в одном из последних интервью глава комитета, накануне ему предстояло провести бессонную ночь, в течение которой планировалось произвести передачу 60 тысяч уголовных дел по всей стране во вновь созданные следственные подразделения, и в том числе порядка 116 так называемых "резонансных" дел, вроде дела об убийстве журналистки Анны Политковской. Также в ночь с шестого на седьмое Александру Бастрыкину предстояло подписать приказ по переходу 16 656 следователей вкупе с 2034 военными следователями из Генпрокуратуры в Следственный комитет.
С сотрудниками новообразованного ведомства предполагают заключать годичные контракты, в котором, помимо профессиональных, будут оговариваться также и требования о том, чтобы "следователь своим поведением не давал повода для умаления чести и достоинства" в виде, например, строительства коттеджа в миллион долларов при месячной зарплате в 40 тысяч рублей. Борьбой за чистоту рядов займется и специальный орган ведомственного контроля. Также законность действий следователей будут отслеживать и прокуроры в рамках сохраняющихся за ними надзорных полномочий. Как особо подчеркивал г-н Бастрыкин, Генпрокуратура и Следственный комитет – это единая система, причем последний, по положению, является "органом прокуратуры РФ".

Напомним,

Следственный комитет был создан в соответствии с принятым 11 мая Госдумой РФ законом, предусматривающим разделение следственных и надзорных функций Генпрокуратуры.
Александр Бастрыкин, с 2006 года занимавший пост замгенпрокурора, был назначен на должность главы комитета 22 июня. По закону, выдвинутого на эту должность президентом России, кандидата утверждает Совет Федерации. И как предположили СМИ, немалую роль в последнем назначении Бастрыкина сыграло то обстоятельство, что он давно знаком с президентом Владимиром Путиным – еще со времен совместной учебы на юридическом факультете Ленинградского госуниверситета. Кстати, и заместители руководителя комитета тоже назначаются и освобождаются от должности главой государства, который визирует и положение о Следственном комитете.

Впрочем, накануне, по имеющейся информации, ни один из потенциальных 12 замов главы Следственного комитета еще не был назначен.
Как, к слову, и руководитель пресс-службы, который доходчиво смог бы рассказать журналистам, каким образом, переведенные из одного ведомства в другое те же самые следователи смогут продвинуть следственный процесс, радикально повысив, в том числе, раскрываемость курируемых их комитетом особо тяжких преступлений?

Этот пробел отчасти восполнил в комментарии для председатель комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров. Как он заметил, действительно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но на прогнозируемые изменения гипотетической суммы, в частности, должно позитивно повлиять предусмотренное в рамках затеянных преобразований кардинальное повышение независимости следственной деятельности. Впрочем, добавил сенатор, справедливость всякого прогноза может быть подтверждена только практикой. Именно

от успеха затеи с созданием Следственного комитета при Генпрокуратуре будет зависеть также и возможность осуществления второго этапа предполагаемых преобразований, подразумевающего объединение всех следственных структур в одно ведомство.
Последнюю идею поддержал и член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, подчеркнув, однако, что она может сработать лишь в случае принципиального реформирования всей системы правоохранительных органов России. В отсутствии же назревших кардинальных перемен и от предпринятого образования Следственного комитета не следует ожидать революционных подвижек. Хотя, возможно, в какой-то мере, "процентов, скажем, на десять" эффективность работы следователей в итоге все же повысится, признал депутат. И в этой связи пожелал Александру Бастрыкину всяческих успехов.

Не ожидает революционных изменений в деле повышения эффективности следственной работы и член совета профсоюза ветеранов органов прокуратуры, бывший первый заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков. Тем не менее, он приветствовал произведенное освобождение от мелочной прокурорской опеки следователей, ранее вынужденных, к примеру, стоять в очереди к прокурору за разрешением на возбуждение уголовного дела. При этом Синельщиков заметил , что осуществленное одновременно общее усечение прокурорского надзора может быть чревато, в частности, ростом бесконтрольности и беззакония - со стороны, например, следователей МВД или ФСБ. А потому

в ближайшей перспективе неизбежно возникнет вопрос о необходимости усиления функции прокурорского надзора, в противном случае вообще теряющем смысл.
Это становится тем более важно с учетом известных планов по дальнейшему объединению следственных структур в одно ведомство, подобие американского ФБР, идею которого г-н Синельщиков, в целом, поддержал, предупредив, однако, о вероятных рисках создания монопольного следственного "монстра" в современных российских условиях.

Остается добавить, что сам Александр Бастрыкин, возглавивший новое ведомство и проведший на службе первую бессонную ночь, пока к новым объединительным проектам относится с осторожностью. Как он напоминает, в 50-е "оттепельные" годы уже пытались собрать все следственные органы под крышей прокуратуры, но это обернулось утратой их связи с оперативно-розыскными органами.

Автор: Сергей САХАРКОВ