«Оранжевое» настроение. Мнение скептика о невозможности в России повторения «цветочных» революций

14/08/2007 - 09:07
Читать u-f.ru на

В свете предстоящих выборов в Госдуму и Президента РФ, на фоне постоянных «раскачиваний» политических элит в разнообразных регионах страны, особенно актуальной и значимой для россиян становится тема возможности или невозможности внедрения на российской земле разнообразных сценариев «оранжевых» революций. Она звучит на «круглых столах» и «в кулуарах», она действительно волнует общественность. Не случайно вопросы по ней регулярно звучат на «политплощадках» и в дискуссионных клубах, организованных ИА «Росбалт-Юг».

Проблему обсуждают «взрослые» и «молодые» политики. Одно из таких обсуждений прошло 9 августа во время молодежного «круглого стола». Всю дискуссию об истории и современности «оранжевой» проблематики, других формах «рейдерского» захвата власти применительно к российской действительности приводить не будем. Приведем только монолог «специального» гостя «круглого стола» – политтехнолога, генерального директора «Института эффективного развития» (г. Киев) Олега БАХТИЯРОВА. Олег Георгиевич рассказал о «теории» и «практике» того, что в Украине получило наименование «оранжевого сценария», а вдумчивый читатель самостоятельно сделает выводы о том, насколько все это применимо к современной России или отдельным ее уголкам. Слово эксперту:

Самоуспокоенность

- На Украине происходило все примерно так, как обсуждается здесь. Когда я слышу знакомые рассуждения такого рода - «У нас все под контролем!», «Мы, молодежные организации, смело противостоим всяческим попыткам…» - я вспоминаю май 2004 года. В это время Администрация Президента Украины разослала по аналитическим центрам, в том числе, по нашим центрам просьбу описать, как все это будет.

Я описал, и у меня потом была беседа в администрации. Мне сказали примерно то же, что говорилось здесь: «Ребята, вы что? У нас все под контролем! Государство работает, как слаженная машина! Система внутренних дел такова, что там, в принципе, невозможно вклиниться никакому влиянию! А любая толпа общей численностью 20 000 человек будет рассеяна, как только она будет собираться! Мы все знаем, мы все понимаем!...» Как известно, прошло полгода, и все стало совершенно иначе.
Немного «теории»

-У «оранжевой революции» есть своя вполне определенная «структура» и эта «структура» постоянно недооценивается. Структура эта сводится к следующему. Есть «картинка», которая создается на улицах. Это молодежь, которая выводится на улицы. Не для того, чтобы власть захватить, - это люди совершенно иного сорта, иного типа, - а они выводятся под «карнавал». В Киеве был сплошной «карнавал»: непрекращающиеся концерты и т.д.

У «карнавала» есть две функции. Первая – это то, что люди должны собраться и продемонстрировать эту «картинку». А второе – надо думать о том, что будет потом. Когда собирается большая толпа людей, то 2-3 процента активных людей всегда там находятся. Это те 3 процента, которые склонны к радикальным активным действиям. В этом и состоит назначение небольших радикальных групп. Их не должно быть много. Они должны служить только «запалом» на тот случай если, «обычный вариант» не пройдет. О «запасном» варианте я несколько позже скажу.

Распространенная форма

-«Обычный вариант» – создается «картинка», которая «оживает». Но не она является главной. Главное, - происходит, как тут называлось «раскол элит». Но я бы сказал даже не о «расколе элит», а об «измене элит». Потому что слишком много людей в элитах, это не является секретом, и Россия не является исключением в этом плане: слишком многие люди в элитах «завязаны» на свои интересы и контролируются в этом отношении Западом. Они могут быть замечательными патриотами, но, когда у вас лежит пара сотен миллионов «где-то там», а – может быть и больше, то это тот случай, когда «с вами можно работать».

И вначале образуется «картинка», а потом уже из тех, кто поддается на «это дело», выдвигаются те люди, которые эту измену и совершают. Ключевой момент – это выступление представителей силовых структур. Они говорят: «Ребята! Милиция – с народом! Служба безопасности – с народом! Прокуратура – с народом!». Когда это происходит, это – переломный момент и знак того, что этот процесс «измены» в элите начался.

Поэтому я и предлагал администрации президента не создание каких-нибудь штурмовых отрядов, которые будут «противодействовать», а создание общественной организации. Которая развертывается не от имени администрации; которая автономна и не управляется администрацией. Потому что, если эта «измена» произойдет на уровне тех, кто управляет какими-то молодежными движениями, то молодежные движения, естественно, скажут: «Есть!». И объяснение всегда найдется, мол, «Не допустить раскола! Не допустить крови!»

Альтернативный ход событий

Имеется «запасной вариант», который не срабатывал, и Киеву был не нужен. Как не был он нужен Грузии, а использовался только в части некоторых элементов в Сербии. Если не удается «перетащить» на свою сторону нужный процент в элите, вот тогда-то уже необходимы «бурные действия». Например, появление «красивого, свежего» первого «трупа». Лучше всего – девичьего (жертва должна быть известной, значимой и именно «свежей». В этом отношении, я думаю, и Политковская, и Литвиненко – это, скорее, - «репетиции»)…

В нужное время это, конечно, очень легко «раскрутить». И тогда уже возмущенные массы «решают» все эти проблемы. Тогда и наступает время этих «трех процентов» - небольших радикальных группировок, способных начать действовать. И главное при этом не то, чтобы толпа пошла, а – сделать «первый шаг».

Предостережение

Когда мы это все понимаем, мы должны исходить из понимания того, что эта структура именно такова. Она не будет особенно сильно меняться, т.к. показала свою «эффективность», по меньшей мере, - в 3 странах. Она может быть и в учебниках. Украинская «революция» запросто может войти в учебники того, как это происходит на самом деле.

В России все может развиваться по аналогичному сценарию. Т.е. – возмущенная массовка, которую всегда не трудно собрать; момент, который по каким-то причинам будет упущен, когда эту массовку просто так нельзя уже разогнать. 20 тысяч – можно, 500 тысяч – уже сложно и физически, и психологически, т.к. разгон такой толпы дает преимущество ее организаторам и возможности сказать: «Ну, нельзя же так поступать!».

Рецепты противодействия

Мина «оранжевых революций» закладывается не на улицах, а во властных структурах, в элитах. И рецепт противодействия, пожалуй, один: создать автономную от власти и не управляемую властью организацию. К этому не прислушиваются и не прислушивались, ибо власть стремится к полному контролю, а контроль и является ключевым моментом при «измене элит».
На практике все выглядит достаточно просто. Нужны те, кто в силах реально сорвать эту «массовку», не обращая внимания на причитания о «нарушениях прав человека». А также нужны те, кто в состоянии продемонстрировать «другую улицу». Вот – те уроки, которые можно извлечь…

Андрей Западов, специально для «ЮФ»

Автор: Сергей САХАРКОВ