Выступление и.о. вице-губернатора Ставропольского края А.А. Воропаева об итогах проверки деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя, 01.08.2007 (Часть 2)

06/08/2007 - 10:09
Читать u-f.ru на

В ходе настоящей проверки установлены и другие факты нарушений земельного и градостроительного законодательства. Так, в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Устава города Ставрополя и решения Ставропольской городской Думы от 28 июня 2006 года № 77 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ставрополе», администрацией города не всегда организуются публичные слушания по размещению объектов недвижимости, что вызывает массовое недовольство жителей города.
Вопреки требованиям статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» администрацией города в 2006 году без проведения торгов были предоставлены в аренду под строительство многоквартирных жилых домов земельные участки по улицам Апанасенковская, № 121; Доваторцев, № 75, 77, 109; Мира, № 276; 50 лет ВЛКСМ, № 54/1; 69/1;.Космонавтов № 72; Орджоникидзе, № 71; Макарова, №12/3; Пирогова, № 78, 72.
В ходе проведенной проверки были установлены факты волокиты соответствующими структурными подразделениями администрации города при оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки.
Так, с августа 2004 года ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» добивается от администрации города переоформления договоров аренды земельных участков, на которых расположены автозаправочные станции. Арбитражный суд Ставропольского края в апреле 2006 года признал незаконным бездействия администрации города и комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по оформлению договоров аренды земельных участков и обязал последних заключить указанные договоры с ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». Однако, должностные лица комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (Самарджиди С.В.) и муниципальным унитарным предприятием «Земельная палата» (Алферов А.П.) не исполняют решения Арбитражного суда Ставропольского края.
Другим фактом проявления непоследовательности в действиях администрации города является затягивание решения вопроса о выделением земельного участка площадью 3,4 гектара на пересечении улиц Тухачевского и 50 лет ВЛКСМ под проектирование и строительство Дворца зимних видов спорта. В связи с принятием по этому вопросу ряда постановлений Главы города Ставрополя, государственному унитарному предприятию «Управление капитального строительства Ставропольского края» в итоге был выделен оставшийся от ранее закрепленной территории земельный участок площадью 2,68 гектара, на котором невозможно разместить планируемый к строительству Дворец зимних видов спорта. Это свидетельствует о том, что администрация города не заинтересована в строительстве данного Дворца и развитии Юго-Западного района города, как общественно-культурного центра.
Администрация города самоустранилась от контроля за градостроительной деятельностью, не пресекает многочисленные факты нарушений организационно-правового порядка строительства.
Так, комитетом градостроительства администрации города Ставрополя (Еличев В.А.) в нарушение требований статьи 49, части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, без наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, были выданы разрешения на реконструкцию 3-этажного здания кафе-магазина по ул. Черняховского, 7 и здания ЗАО «ЦУМ» по ул. Дзержинского, 131; строительство 7-этажного торгово-офисного здания по ул. Пушкина, 71 и садового центра с офисными и складскими помещениями, торговым залом и кафе по просп. Кулакова, 19-б.
Материалы по незаконно выданным разрешениям направлены в органы прокуратуры города и по отдельным из них уже вынесены протесты прокуроров Ленинского и Октябрьского районов города Ставрополя.
Из-за отсутствия должного контроля со стороны администрации города за деятельностью подведомственных организаций, обеспечивающих строительство жилья, в городе обостряется проблема «обманутых вкладчиков».
Примером грубейшего нарушения администрацией города прав граждан-участников долевого строительства является факт изъятия у ООО «Звездочка», с которым граждане заключили договоры о долевом строительстве жилья по ул. Пирогова, 44, земельного участка и передачи его другому застройщику – ООО «Айсберг-Юнион». Все письменные обращения жителей города в адрес Главы города Ставрополя Кузьмина Д.С. были проигнорированы и меры не приняты. В результате 11 семей остались без жилья и потеряли собственные сбережения.
Факты нарушения прав дольщиков отмечаются и при строительстве жилых домов по ул. 45-я Параллель, № 3-б, 3-в, (застройщик ООО «СПАС – ХХI», директор Акинин В.И.). По заявлениям дольщиков, данным обществом одна и та же квартира продавалась различным гражданам 15-16 раз. Даже после ареста директора общества его заместитель продолжал заключать с гражданами договоры о долевом участии в строительстве. Необходимо отметить, что из 1081 обманутого дольщика по 46 объектам, числящегося по состоянию на 11.07.2007 года в целом по краю, на город приходится 957 человек по 41 объекту жилищного строительства, или 89 процентов.
В нарушение требования части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации комитетом градостроительства администрации города Ставрополя выдавались разрешения на ввод объектов в эксплуатацию без заключения органа государственного строительного надзора. Примером тому служат заключения, выданные указанным выше комитетом, на 3-х этажное здание аптеки с офисными помещениями и оздоровительным центром по ул. 50 лет ВЛКСМ, 61-б и 3-этажный торгово-офисный центр по ул. 50 лет ВЛКСМ, 35/5.
Бесконтрольность со стороны администрации города за соблюдением застройщиками разрешенного использования земельных участков привела к массовому самовольному возведению многоэтажных жилых домов на земельных участках, предоставленных под строительство одноэтажных индивидуальных жилых домов. Такие факты установлены по улицам: Лермонтова, 117, 182-а; Бакинской, 35, 37; Дзержинского, 199, пер. Гвардейскому, 5-а и другим. Главная опасность в сложившейся ситуации состоит в том, что без внесения изменений по отклонениям от предельно разрешенных параметров строительства, никто не может поручиться за надежность и прочность возведенных жилых домов, особенно в условиях повышенной сейсмичности в городе.
Вызывает тревогу и то обстоятельство, что администрацией города допускается строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения в охранных зонах газораспределительных сетей, что создает повышенную опасность для населения города. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю в ходе настоящей проверки выявлено 36 таких объектов, среди них особо следует отметить газопровод, проходящий непосредственно по территории частных домовладений по ул. Просторная № 2 - № 24.
Необходимо отметить бездействие администрации города и в принятии мер по решению проблемы с долгостроями, особенно в центре города. Так, более 10 лет не строится 17-этажная гостиница по ул. Дзержинского, 114, тогда как в городе ощущается недостаток гостиничных мест. Более 2-х лет не ведется реконструкция здания бывшего кинотеатра «Экран» под культурно-развлекательный молодежный центр по ул. Маршала Жукова, 3.
Долгострои не только портят внешний облик замечательного города. Эти объекты должны максимально быстро вводиться в действие, создавая новые рабочие места и принося городскому бюджету дополнительные доходы в виде налоговых отчислений.
Не менее серьезные проблемы и недостатки были вскрыты в ходе проверки жилищно-коммунальной сферы города.
Управлением Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору в 2006 году и I квартале 2007 года в городе выявлено 1335 нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.
Проверка соблюдения законодательства в сфере размещения наружных рекламных конструкций в городе показала, что более чем в 80% случаев рекламные конструкции установлены с грубейшими нарушениями требований ГОСТа 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Они создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, а также подвергают опасности пешеходов.
Анализ состояния атмосферного воздуха в городе показал, что уровень загрязнения атмосферы в 2006 году превышал предельный индекс загрязнения атмосферы более чем в 2 раза.
Результаты химических анализов воды рек: Мамайка, Мутнянка, Ташла и Вербовка, показали, что они загрязнены соединениями азота, фосфатами, тяжелыми металлами, органическими соединениями.
Значительный урон экологической обстановке в городе оказали участившиеся в последнее время массовые вырубки зеленых насаждений и прежде всего на территориях городских лесов. В целях исключения подобных негативных явлений администрации города совместно с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края необходимо разработать и принять нормативные акты о придании лесам, расположенным в городской черте, статуса лесопарков в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
Анализ бюджетной политики, проводимой администрацией города, свидетельствует о серьезных недостатках при исполнении доходной части бюджета города.
Так, за 2006 год плановые бюджетные назначения не исполнены по 11 доходным источникам, за I квартал 2007 года – по 10 доходным источникам. В результате этого в бюджет города за 2006 год недопоступило доходов в сумме 57,2 млн. рублей, за I квартал текущего года - 12,4 млн. рублей.
Заведомо занижаются бюджетные задания по доходам от сдачи в аренду земельных участков. Несмотря на то, что в 2006 году площадь земель, сдаваемых в аренду, увеличилась с 2057 га до 2484 га или на 17,2%, сумма арендной платы снизилась на 35% с 403,1 млн. рублей до 260 млн. рублей или на 143,1 млн. рублей. В то время как по всему краю этот показатель растёт.
Кроме того, установлено, что комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя (Самарджиди С.В.) не производил постоянные исчисления ставок земельного налога в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, в частности, после введения главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, базовые размеры арендной платы за земельные участки, применяемые на территории города, оказались значительно ниже установленных нормативов, что отрицательно сказалось не только на доходной части бюджета города, но и на доходах, учитываемых в краевом бюджете. В результате применения понижающих ставок арендной платы за земельные участки, по предварительным расчетам сумма потерь консолидированного бюджета Ставропольского края за 2006 год составила 500 млн. рублей, из которых 250 млн. рублей недопоступило в бюджет города. Недоимка по арендной плате по состоянию на 01.01.2007 составила 76 млн. рублей.
Около 40 тыс. кв. м площадей муниципального недвижимого имущества передано на условиях безвозмездного пользования не только муниципальным унитарным предприятиям, но и коммерческим структурам, а также общественным организациям, в том числе Благотворительному общественному фонду Дмитрия Кузьмина и Благотворительному фонду «Быть добру». В результате потери бюджета города от подобных сделок составили 33,7 млн. рублей.
Не на должном уровне администрацией города Ставрополя осуществляется контроль за отчислениями в доходы бюджета части чистой прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных предприятий. Общая сумма задолженности предприятий (с учетом остатка прошлых лет) перед бюджетом города по состоянию на 01.01.2007 составила 6,8 млн. рублей.
Таким образом, из-за отсутствия четкого представления органами местного управления города Ставрополя структуры и количественного значения доходных источников бюджета города, неэффективного распоряжения муниципальным имуществом в доходную часть консолидированного бюджета за 2006 год недопоступило 759 млн. 600 тыс. рублей.
В ходе проверки целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, выделенных администрации города на осуществление функций краевого центра установлены серьезные нарушения бюджетного законодательства на общую сумму 204 млн. 274 тыс. рублей, в том числе: незаконное и нецелевое использование – 72 млн. 45,7 тыс. рублей
В нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации 26 млн. 626 тыс. рублей, перечисленные в 2006 году администрации города на осуществление функций краевого центра по состоянию на 1 апреля 2007 года не использованы. При этом следует отметить, что 4 млн. 679 тыс. рублей (остатки 2005 года) не осваиваются уже более года. Данные факты свидетельствуют о неэффективном использовании администрацией города средств краевого бюджета.

Автор: Сергей САХАРКОВ