Откуда есть пошли «кавказцы»?

10/08/2007 - 12:18
Читать u-f.ru на

Дайджест для руководителя «СМИ о главном» за 6-9 августа 2007 года

«Новые известия» решили выяснить историю появления и смысл одного не очень лицеприятного термина. И пришли к выводу, что история появления термина «лица кавказской национальности» в нашей стране темна и непонятна. Ни одна книга – будь то исторические энциклопедии, справочники или официальные издания – не может дать точный ответ на вопрос: по каким признакам устанавливается эта общность людей? И лишь интернетовская Википедия – свободная энциклопедия – дает достаточно корректную трактовку этого понятия: «Лица кавказской национальности – это собирательное наименование представителей коренных народов, проживающих в районе Кавказского хребта». Однако попытка привязаться к географическим определениям ничего не проясняет, а напротив, запутывает ситуацию. Основываясь исключительно на географии, придется признать, что русские, составляющие подавляющее большинство населения Северного Кавказа (11,6 млн. человек, или 60%), также являются лицами кавказской национальности. А это противоречит не только науке, но и здравому смыслу. Вполне очевидно, что никому не придет в голову называть людей с Урала лицами «уральской» национальности, с Гималаев – лицами «гималайской» национальности, и т.д. Да и на Кавказе никогда не было такого понятия. Между тем, если использовать привычный для восприятия термин «национальность» (в исследуемом словосочетании – в негативной форме по отношению к кавказцам), выясняется, что лица кавказской национальности – это азербайджанцы, армяне, грузины, аварцы, чеченцы, осетины и еще около 50 разных национальных групп нашей страны. Причем процесс превращения этих людей различной этнической принадлежности в «лица кавказской национальности» не является случайным. По данным правозащитников, в России издается более 100 газет, на «языке вражды» пропагандирующих националистические взгляды и формирующих у населения отрицательные представления о кавказцах. Около 60% опрошенных россиян в той или иной форме являются носителями таких идей и настроений. Естественно, в такой ситуации аргументы о том, что преступники не имеют национальности и что кавказцы такие же граждане России, что их предки сотни лет жили в единой стране, абсолютно не работают. Напротив, у определенной части населения они вызывают враждебное восприятие и раздражение. На основании собственного жизненного опыта и многолетнего «промывания мозгов» СМИ «зашоренный» обыватель сделал для себя четкий и однозначный вывод: кавказец – значит чужой, а если чужой, то плохой и опасный. Подтверждением серьезности этих намерений, а также того, что враждебные установки начинают определять поведение людей, являются конфликты в Кондопоге, Ставрополе, Москве и в других регионах страны. Их анализ показывает, что кавказофобия, оттеснив на второй план антисемитизм, устойчиво развивается и становится грозной разрушительной силой. В Москве доходы богатых превышают доходы бедных более чем в 40 раз, в среднем по России – в 15 раз (коэффициент Джинни), в развитых странах – в 5–8. Поэтому в определенном смысле ксенофобия является формой социального протеста против неэффективной государственной системы и несправедливого распределения национальных богатств. Третья проблема – миграционная политика, где правит бал коррупция, и адаптация мигрантов к условиям жизни в регионах РФ. Идеологическая «инфекция» стремительно распространяется среди малообеспеченных слоев населения и особенно среди молодежи. По данным экспертов Московского бюро по правам человека, в России действует 141 молодежная группировка экстремистского толка общей численностью около 500 тыс. человек. Особенно много экстремистов в столичном регионе и Санкт-Петербурге. Можно смело утверждать: пока массовое сознание не проснется для активных действий и не отторгнет уничижительные понятия типа «лица кавказской национальности», существующая система общественных отношений будет непрерывно воспроизводить этнические конфликты.

Автор: Сергей САХАРКОВ