Ингушетия без ретуши. Республика глазами ее президента

10/07/2007 - 11:39
Читать u-f.ru на

Во время проведения Госсовета РФ в Ростове собрались руководители всех субъектов ЮФО. Несмотря на весьма насыщенную официальную программу, некоторые из них нашли время для встреч с представителями региональных СМИ. Одна из таких встреч – в ИА «Росбалт-Юг» – вылилась в увлекательную многостороннюю беседу с президентом Республики Ингушетия Муратом ЗЯЗИКОВЫМ.

О безопасности
Люди имеют право получить ответы на все вопросы, но я категорический противник того, чтобы под предлогом борьбы с терроризмом нарушались законы. Потому что нарушение закона потворствует террористам, это им на руку. Когда мы говорим, что боремся с терроризмом, но при этом кто-то из должностных лиц нарушает права людей и их законные требования, я считаю их даже большими террористами, чем те, кто на самом деле таковым является.

Ни закон, ни Конституцию никто не отменял. И если в рамках какого-то уголовного дела кто-либо задерживается или проводятся какие-то соответствующие следственные мероприятия – я подчеркиваю, на законном основании, официально! – люди должны знать, в чем именно данный человек подозревается, что ему вменяется, за какие его конкретные действия. И у него должно быть законное право – тут же, когда он изъявит желание, – подключить адвоката и т.д.

Я также категорический противник, чтобы в республику – да и в любой регион страны – заезжали люди на машинах без номеров, без опознавательных знаков, в масках. Конечно, отдельные факты есть, но с этим мы ведем ожесточенную борьбу. Мое мнение, что любой, кто приезжает в республику, должен сказать: «Мы приехали за тем-то и тем-то, просим то-то и то-то».

У нас в Ингушетии представлены все партии, которые работают в Государственной Думе. Мы с ними нормально работаем, ведем конструктивный диалог. Но есть отдельные представители партий, которые хотели бы, сидя в Москве, управлять ситуацией и видеть ситуацию на местах так, как только они ее хотели бы видеть. У нас такого не получится. Меня неоднократно обвиняли в том, что я сказал: «Я на своей территории «фестивалить» не дам! Пусть выбирают какой-нибудь другой регион и там экспериментируют, устраивают шоу!»

Мы уже однажды теряли свою государственность, второго такого случая допускать нельзя – это будет катастрофа. Думаю, что этапы «укрупнения», «оптимизации», депортации мы уже пережили, теперь надо нормально жить и работать.

Сегодня определенные силы – а они есть и у нас в стране, и за рубежом, – не устраивает тот путь, который выбрала Ингушетия. Это – развитие исключительно в составе России. Я отказался от особых полномочий в первые дни своего президентства. На Кавказе есть такие блюда, в которых куриное крылышко считается почетным кусочком. Почету – много, мяса – мало. Мне важно другое. То, что сегодня республика находится в общероссийском конституционном поле. Разумеется, с этим некоторые силы смириться не хотят.

О беженцах
То, что Ингушетия стала своеобразным центром решения гуманитарных проблем – с этим многие тоже не могут смириться. В первые же дни президентства я столкнулся с такой непростой ситуацией: было 210 тысяч чеченских беженцев, которые проживали в палаточных лагерях.

При этом мы реально работали с беженцами, решали их насущные проблемы, и это было отмечено международными организациями. Есть даже отдельная резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Ингушетии, в которой сказано, что опыт Ингушетии является примером для многих европейских стран и стран мира (это также отмечала ООН) по решению гуманитарных проблем, связанных с внутриперемещенными лицами, то есть с беженцами.

О главном
Правильно было сказано на заседании Госсовета, что главное – это не ракеты и танки, а то, что мы вкладываем в конкретного человека. В 2002 году, когда я был избран президентом Республики Ингушетия, мы занимали последнее место по темпам газификации. Сегодня мы занимаем первое место в ЮФО. Мы – единственный субъект ЮФО, который полностью газифицирован.

Не могу не привести и такой пример: по данным Росстата, наибольший объем работ по виду деятельности «Строительство» за первый квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года с приростом 70 % показала Ингушетия. Следующие идущие за нами регионы показали рост порядка 23 %, а в 21 регионе – показатели пошли на убыль. За последние 3,5 года мы ввели 2 млн 233 тыс. квадратных метров жилья. У нас повсеместно идет стройка. Решается проблема огромной оползневой зоны путем коттеджной застройки. Причем люди их строят сами, им это записывается как трудовое участие.

Нам пока не хватает собственных стройматериалов. Мы привозим из Моздока, из Ставропольского края. Люди строят – идет настоящий строительный бум. Поэтому мы построили и строим кирпичные и керамзитовые заводы, запланировали строительство крупного цементного завода, и это будет бюджетообразующее предприятие на 5000 рабочих мест. Рост идет во всех отраслях. Много строим для детей и семьи. Не только в столице, но и в любой точке республики. Приезжайте и посмотрите сами!

Записал Алексей ГРИЦЕНКО

Автор: Сергей САХАРКОВ