Роль субъектов Российской Федерации в формировании международного имиджа России

05/07/2007 - 08:33
Читать u-f.ru на

Имидж, или по-русски образ государства — продукт информационный, и формируется он, в основном информационными средствами. Информационные продукты - это описание и интерпретации происходящих событий и действий политиков, бизнесменов и других социально активных фигур государства.

Аналитики и средства массовой информации эти события и действия сравнивают с некоторыми устоявшимися международными ценностями и стереотипами представлений. В зависимости от совпадений или расхождений - задается вектор формирования международного имиджа страны.

К субъектам формирования международного имиджа России, безусловно, в первую очередь относятся: Президент РФ, МИД России, некоторые другие федеральные министерства, ведомства и их руководители, в круг обязанностей которых входит осуществление внешних связей.

С недавнего времени в число субъектов, формирующих международный имидж России, стали входить лидеры российского бизнеса. «Формируют», как известно, кто как может - одни покупают футбольные клубы и заводы, другие демонстрируют в Куршавеле образцы безудержного русского загула.

Достаточно сложно определить параметры событий и особенно действий субъектов формирования международного имиджа. Одни и те же события могут быть интерпретированы как в плюс, так и в минус.

Некоторым исторически устоявшимся критерием оценки может служить определение «Национальные интересы». Хотя и в это определение каждый вкладывает свое понимание, да и действия по защите национальных интересов, далеко не всегда повышают международный имидж государства.

Таким образом, можно зафиксировать существующую проблему, а именно: сегодня не существует критериев, по которым можно оценивать деятельность по формированию международного имиджа государства. В одном случае, это наращивание военной силы, в другом, экономическая мощь, в третьем— культурный потенциал.

Однако, в любом случае, речь идет о систематической и целенаправленной деятельности по созданию информационного продукта — образа государства, постоянно воспроизводимого и обновляемого в мировом информационном поле.
Для того, чтобы говорить о роли субъектов РФ в формировании международного имиджа России, необходимо сделать небольшое теоретическое отступление.

Глобализация и регионализация

Сегодня и в долгосрочной перспективе определяющим в развитии международных связей является процесс глобализации.
Глобализация и регионализация - процессы альтернативные.
Глобализация — это процесс формирования мировых стандартов в политике, финансах, производстве, образовании, а в итоге, сведение всех процессов жизнедеятельности к некоторым универсальным формам.

Глобализм тотален, универсальные стандарты глобализации сметают на своем пути все, кроме... уникального и индивидуального, которое в культурном или научно-техническом плане превосходит мировые стандарты.

Регионализация — это процесс выявления и противопоставления глобалистской универсальности уникальных особенностей региона. Регионы могут выжить только при условии, что они выходят на мировой рынок с уникальным мировым продуктом, превосходящим глобалистские стандарты качества.
Вынесение территориальным регионом на мировой рынок собственной уникальности — главное условие получения международного статуса и допуска территориального региона в мировую систему межрегионального обмена.

Если территориальный регион себя как уникальный мировой продукт не создал, то его присутствие в мировой системе межрегионального обмена из разряда партнерских может перейти в разряд используемых в качестве гумуса, то есть ресурса. Последствия этого - отсутствие международного статуса, низкие инвестиционные рейтинги, слабая привлекательность для инвесторов и т.д.

В этой игре взаимодействия универсального и уникального и заключается идея мирового развития. Соответственно, двигателем развития являются территориальные, производственные, культурные или любые другие регионы.

Роль субъектов Российской Федерации в формировании международного имиджа России

Государство - институт универсальный и может взаимодействовать с другими государствами в рамках универсальных международных стандартов. В то же время в геополитическом плане, государство есть некоторый регион, выживающий в глобальном мире за счет предъявления собственной уникальности.

Сегодня Россия как государство может вынести на мировой рынок в основном нефть и газ. Этим и определяется мировой имидж России и полярность оценок: от того, что Россия - мировой сырьевой ресурс, до того, что Россия мировой шантажист энергоресурсами.

Основная задача в формировании международного имиджа России сегодня, это расширение спектра позитивных представлений о нашей стране. Расширение спектра позитивных представлений будет происходить при условии появления в мировом информационном поле информационных продуктов о России, которые невозможно интерпретировать иначе как позитивные.

Но международная имиджевая политика субъектов РФ определяется сегодня практически одной экономической идеей — поиск инвестиций. Деньги как самый универсальный продукт, ищут свою противоположность — уникальность.

Привлечь инвестиции в субъект федерации в эпоху глобализации можно только одним способом — предложением уникальных мировых проектов.

Приведу два примера:
Пример первый - идея строительства моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке, которую поддержал губернатор Приморского края Сергей Дарькин.

Пример второй - идея развития на севере струнного транспорта, автором которой является россиянин Анатолий Юницкий. Идею поддержал губернатор Ханты Мансийского автономного округа - Югры Александр Филиппенко.

Если смотреть на проект моста во Владивостоке, не вдаваясь в экономическую целесообразность, а с позиции формирования международного имиджа России, и особенно если его открытие будет приурочено к проведению саммита АТЭС в 2012 г., - то миллионы будут потрачены не просто зря, а в ущерб международному имиджу России.

Почему? Потому, что проект моста во Владивостоке эта не более чем версия одного из знаменитых американских мостов.
Совершенно иное качество проекта струнной дороги. Это не только мировое ноу-хау в решении транспортных проблем, но и в чистом виде уникальный региональный проект, который поднимает международный имидж и региона, и России.

Как видно из примеров, роль субъектов РФ в формировании международного имиджа России не в наличии финансовых и технологических ресурсов, и не в помпезных выездах за рубеж с разного рода презентациями, а в выборе и реализации соответствующих мировых проектов.

В каждом регионе наверняка есть идея или проект, который концентрирует все уникальные особенности субъекта РФ. 89 мировых проектов, по одному на каждый субъект РФ — могут кардинально изменить имидж России в мире.

Думаю, что такой подход - это и есть основная роль субъектов РФ в формировании международного имиджа России на современном этапе.

Если сами губернаторы сделать это не в состоянии, необходимо создать при МИД России экспертную группу, задача которой - выбрать в каждом субъекте РФ по одному единственному мировому проекту.

Международный институт проблем устойчивого развития готов взять на себя работы по предварительному мониторингу таких проектов в каждом субъекте Российской федерации для представления экспертной группе МИД России.

Виктор МАЛЬЦЕВ,
заместитель директора Международного института проблем устойчивого развития (МИПУР, IISDP)

Автор: Сергей САХАРКОВ