Беда республиканского масштаба. Чтобы люди не боялись работать, их необходимо эффективно защищать!

26/06/2007 - 14:09
Читать u-f.ru на

Нурди НУХАЖИЕВ, Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике, сталкивается в своей практике не только с распространенными повсеместно в РФ нарушениями прав граждан. Его работа осложняется прошедшими на территории республики двумя масштабными военными операциями, последствия которых должно быстро и максимально полно ликвидировать как федеральное, так и республиканское законодательство. К сожалению, так происходит далеко не всегда. В результате – страдают люди. Сегодня Нурди Садиевич рассказал корреспонденту «ЮФ» о бедах множества глав или работников местных администраций республики, пострадавших или погибших при исполнении служебных обязанностей (и в прямой связи с исполнением этих обязанностей), а также их семей. Этой категории людей нужно помогать как семьям героев, а реально они практически никакой помощи не получают…

– На основе изучения и юридического анализа результатов проверки всех обращений, отчетов из различных государственных органов федерального и республиканского уровня мною составлен специальный доклад, с которым я выступил в Народном Собрании парламента ЧР. По данным прокуратуры Чеченской Республики, только за период с 2000-го по 2006 год органами прокуратуры нашей республики возбуждено 71 уголовное дело по фактам убийств и покушений на глав администраций населенных пунктов и их сотрудников, из них девять уголовных дел направлено в суд, два дела прекращены производством, одно дело находится в производстве.

По 58 уголовным делам предварительное следствие приостановлено в связи с «неустановлением» лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, по одному делу приостановлено в связи с розыском обвиняемого, 60 уголовных дел рассматриваемой категории квалифицированы по статье «убийство», 11 дел – по статье «терроризм». Однако несмотря на то, что во всех необходимых по закону случаях возбуждены уголовные дела и по ним формально вроде бы проводится предварительное следствие, родственники погибших глав и сотрудников администраций населенных пунктов не удовлетворены ходом следствия и непрерывно и отчаянно обивают пороги министерств и ведомств в поисках справедливости.

Полных отчаяния и надежды на благоприятный исход дела заявлений и обращений только в адрес Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике насчитывается 78. Думаю, что это еще не полная картина реального положения дел в республике. Нельзя забывать, что в наших семьях, в отличие от других народов, всегда было от трех до шести детей, соответственно, обездоленными, только по нашим подсчетам, остались 400-450 детей, и это не считая немощных стариков – родителей и вдов погибших глав администраций населенных пунктов и сотрудников местных администраций.

Интересный факт, но практически все уголовные дела по фактам убийств глав и сотрудников администраций населенных пунктов, за исключением нескольких, прокуратурой квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ. А в ней речь идет о так называемом «простом» убийстве (из ревности; из мести, возникшей на почве личных неприязненных отношений; в ссоре или драке и т.д.). По нашему мнению, эти уголовные дела следует квалифицировать по ч. 2.ст. 105 УК РФ (убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга) на основании того, что эти работники, в момент совершения преступления против них, представляли государственную власть Российской Федерации во вверенном им населенном пункте.

Не занижая всей важности и значимости выполняемой сотрудниками органов внутренних дел работы по наведению и поддержанию правопорядка, напрашивается вопрос: неужели откликнувшись на призыв первого президента ЧР А.-Х. Кадырова, отдав свои жизни и здоровье, главы и сотрудники администраций населенных пунктов не наводили и не поддерживали конституционность и правопорядок? Неужели, представляя государственную власть на местах и, являясь ее частью, причем рискуя ежечасно и ежеминутно пасть от рук бандитов, они, вернее, уже их близкие, не имеют права на такое же отношение к себе и членам своих семей со стороны государства, как и к работникам органов внутренних дел? Такое признание прав этой категории граждан явится данью уважения их памяти, признанием их заслуг и вклада в дело возвращения вверенной им территории и ее населения в правовое и конституционное поле Российской Федерации.

В целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям прав членов семей глав администраций населенных пунктов и сотрудников сельских администраций, а также недопущения в дальнейшем их ущемления, я считаю, что необходимо:

– внести в «Реестр государственных должностей Чеченской Республики и Реестр должностей государственной гражданской службы» должности глав и сотрудников администраций населенных пунктов;

– правительству ЧР обеспечить механизм реализации законов и других нормативных правовых актов, обеспечивающих выплату компенсации всем без исключения семьям глав сельских администраций из резервного фонда президента и правительства ЧР;

– прокуратуре ЧР предлагаю принять меры по приведению в соответствие с фактическим положением уголовных дел по фактам убийств глав и сотрудников администраций населенных пунктов в части переквалификации их с ч. 1 ст. 105 УК РФ на п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Надеюсь, что представители законодательной власти Чеченской Республики примут действенные меры по подготовке правовых оснований, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и обеспечение гарантий на социальную поддержку и защиту этой категории семей, близкие родственники которых погибли при исполнении служебных обязанностей ради мира, спокойствия и процветания нашей республики.

Записала Аэлита ШАХГИРЕЕВА

Автор: Сергей САХАРКОВ