Торгово-экономическое сотрудничество России и Франции: опыт и перспективы

29/06/2007 - 08:04
Читать u-f.ru на

Журнал "Внешнеэкономичяеские связи", №4, 2007

Об авторе.
Простаков Иван Валериевич родился в Москве 3 апреля 1964 г. В 1986 г. закончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру экономического факультета МГУ. Кандидат экономических наук. В 1989-1993 гг. – научный сотрудник экономического факультета МГУ, старший научный сотрудник Института Экономики РАН.

В 1994-2001 гг. работал в системе Комитета РФ по туризму, затем Госкомитета РФ по физкультуре, спорту и туризму. В 1996-2002 гг. – Генеральный представитель Госкомитета РФ по физкультуре и туризму в Италии. С 2002 г. – Торговый представитель РФ во Франции. Владеет французским, итальянским и английским языками. Женат, имеет троих сыновей.
_________________________________________________

Торгово-экономическое сотрудничество России и Франции:опыт и перспективы

Франция традиционно является одним из приоритетных торгово-экономических партнеров России. Экономические отношения между Россией и Францией подкреплены активным взаимодействием на межправительственном уровне в рамках Российско-Французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав Правительств и Российско-Французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). В рамках Совета действуют российско-французские рабочие группы по космосу, авиации, информационным технологиям, энергетике, транспорту, инновациям, строительству, борьбе с контрафактной продукцией и по туризму. В 2006 году под председательством Руководителя аппарата Правительства Российской Федерации - Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Е. Нарышкина заседание СЕФИК впервые состоялось не в Париже или в Москве, как это было принято до сих пор, а в Нижнем Новгороде – одном из наиболее динамичных и крупных промышленных центров России. Это событие носило принципиально важный характер, так как именно регионы должны стать основой дальнейшего торгово-экономического сотрудничества двух стран.

Необходимо отметить, что российско-французские торгово-экономические отношения в последние годы складываются под воздействием нескольких групп факторов:

• устойчивая в течение последних 20 лет структура торговли, с преобладанием в экспорте Российской Федерации энергетических ресурсов (более 80 %),
• рост цен на энергоносители и увеличение доли России в их поставках во Францию,
• высокий уровень политического взаимодействия и признание на официальном уровне приоритетности двустороннего сотрудничества в торгово-экономической области,
• разработка и реализация французской стороной плана действий на 2006-2008 гг. по увеличению своего экспорта в Россию (Cap export Russie),
• развитие европейской интеграции, расширение ЕС, укрепление единой торговой политики,
• усиление инвестиционной активности французских компаний в России,
• рост ВВП и внутреннего спроса в России, что расширяет возможности французского экспорта,
• реализация ряда совместных проектов в области промышленной кооперации, прежде всего, в авиации и космонавтике.

Сочетание данных факторов обеспечило ярко выраженную положительную динамику внешнеторгового оборота между Россией и Францией, рост которого в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил порядка 40% и составил 13,5 млрд. долл. США. Сальдо нашего внешнеторгового баланса носит устойчивый положительный характер в пользу России, однако в последнее время ускоренными темпами растет импорт французской продукции в Российскую Федерацию, который в 2006 г. составил 5,9 млрд. долл. США. Основными статьями французского экспорта явились потребительские товары (рост на 40 %), автомобильная продукция (рост на 60 %) и оборудование, в особенности относящееся к железнодорожной и авиакосмической отраслям (рост на 62 %). Сектор парфюмерии и косметики также продемонстрировал значительный рост, составивший 44 %.
Подобный беспрецедентный скачок объемов экспортируемой французской стороной продукции и динамичное развитие российско-французского товарооборота в целом во многом обусловлены не только ростом производственного и потребительского спроса в России, но и реализацией французской стороной плана действий на 2006-2008 гг. по увеличению своего экспорта в Россию (Cap export Russie). Россия вошла в число пяти стран, обозначенных французским правительством в качестве приоритетных партнеров в рамках развития двусторонних торгово-экономических отношений наравне с США, Японией, Китаем и Индией. С 2003 г. Россия уже входила в число 25 стран, представляющих основные целевые рынки для французских экспортеров, и выделение её в качестве одной из пяти «пилотных» стран говорит о том, что российский рынок представляется французским предприятиям одним из наиболее перспективных в мире.

Основными направлениями деятельности, предусмотренными Планом действий, являются:

1. активизация работы французских предприятий в России путем их информирования о потенциале российского рынка;
2. расширение деятельности французских предприятий в российских регионах;
3. усиление рекламной деятельности по продвижению французских товаров и технологий;
4. укрепление механизмов поддержки экспорта.

В связи с этим в программу французского правительства включен ряд мер, призванных облегчить французским компаниям доступ на российский рынок.

Приоритетом экономической политики Франции в отношении экспорта является поддержка малого и среднего бизнеса в экспортных инициативах: в частности, предусмотрена особая программа экспортного страхования «assurance prospection». Французским правительством ставится задача увеличить количество французских экспортеров, работающих в России к 2008 году на 30%.

Подобного рода французский опыт представляет для нас большой интерес и может быть использован для поддержки российских экспортеров за рубежом, тем более что диверсификация российского экспорта остается важной задачей в развитии российско-французских торгово-экономических отношений.

С одной стороны, благоприятная мировая конъюнктура основных товаров российского экспорта во Францию - энергоносителей, цветных и черных металлов, химических и лесных товаров – повлекла за собой в последние годы заметный рост объемов экспорта из России во Францию. В 2006 году его объем составил 7,6 млрд. долл. США, что 24,4% выше, чем в предыдущем году.
С другой стороны, несмотря на увеличение объемов российского экспорта (в том числе и за счет роста цен на сырье), структура экспорта существенно не изменяется: его основу – порядка 87 % - составили в 2006 году товары топливно-энергетического комплекса.

Безусловно, занять свое место на французском рынке российским предприятиям несырьевого профиля достаточно сложно. Препятствием для российского экспорта во Францию являются, в частности, сертификационные требования, санитарные нормы, необходимость создания центров послепродажного обслуживания на местах. Необходимо тщательное изучение особенностей рынка, законодательства страны, участие в специализированных выставках и салонах. Все это требует соответствующей квалификации персонала, опыта ВЭД, финансовых средств и терпения – факторов, которыми часто не располагают российские предприятия. Между тем существует ряд российских товаров, которые имеют неплохие перспективы на французском рынке. К ним можно отнести продукцию тяжелого машиностроения, деревообработки, текстильной промышленности, комплектующие для различных видов машин и оборудования, новые материалы. На российских предприятиях размещают свои заказы такие крупные компании, как «Шлюмберже» (оборудование для нефтегазовой отрасли), французское подразделение компании «Эрбас». Свидетельством признания российских разработок стали призы специализированных французских салонов, полученные недавно компаниями «Ростсельмаш» (сельскохозяйственное машиностроение) и «Апатек» (композитные материалы).

К сожалению, пока таких примеров немного: российские предприятия недостаточно знакомы с французским рынком, не проявляют активности на французских выставках. Невелико и количество крупных российских компаний, имеющих свои представительства или инвестиционные проекты во Франции. К их числу относятся лишь ВТБ, «Газэкспорт», «Экспоцентр», ЛФЗ, «Норильский Никель», «Миракс Груп» (последний, кстати, реализует в окрестностях Парижа уникальный для российского бизнеса проект – строительство жилья).

На этом фоне особенно заметно повышение инвестиционной активности французских предприятий в России. По объему накопленных инвестиций в российской экономике (3,7 млрд. долл. США по итогам 2006 г.) Франция занимает восьмое место среди основных стран-инвесторов, уступая Кипру, Люксембургу, Нидерландам, Германии, Великобритании, США и Виргинским островам. Объем прямых французских инвестиций в Россию в 2006 году превысил 1 млрд. долл. США.

Свое присутствие в российских регионах расширяют такие крупные французские компании как «Ашан», «Рено», «Эр Ликид», «Данон», «Сафран», «Винчи», «Буиг», «Тоталь», «Мишлен», «Лафарж», «Сэн-Гобэн», «Шлюмберже» и многие другие. В самое ближайшее время можно ожидать выхода на российский рынок французских групп с действительно мировым именем: «Карфур», «ПСА Пежо-Ситроен», «БНП Париба».

Французские компании не только инвестируют в Россию, но и что особенно важно, предлагают различные формы технологического и промышленного партнерства. Пожалуй, наиболее яркий пример такого рода – это проект российского регионального самолета «Суперджет-100», силовая установка которого – результат совместной работы российского НПО «Сатурн» и лидера мирового авиационного моторостроения компании «Снекма» (подразделение группы «Сафран»). Неплохие перспективы сотрудничества компаний «Алмаз Антей» и «Томсон», которые создали в 2006 г. совместное предприятие по производству оборудования для цифрового телевещания. Большой интерес представляет для нас опыт компании «Винчи», готовой принять участие в создании платных автодорог в России. 40-летнияя история работы французов в этой специфической сфере не сводится лишь к знанию строительных технологий, но включает богатый опыт в сфере проектного финансирования, управления дорогами, создания придорожной инфраструктуры, расчета применяемых тарифов и т.п. Строительство и управление инфраструктурными объектами, система ЖКХ, телекоммуникации, авиация и космос – это те отрасли, в которых французские компании занимают лидирующие позиции, и сотрудничество с ними особенно привлекательно для нас сегодня с учетом важности развития в России перечисленных сфер.

С целью продвижение французских инвесторов на российский рынок и российских региональных производителей на французский рынок в 2006-2007 годах во Франции при активном участии Торгового представительства Российской Федерации во Французской Республике были проведены различные информационные мероприятия (визиты, презентации российских регионов, семинары, выставки, ярмарки, конференции, деловые ознакомительные поездки), позволившие познакомиться с возможностями российского рынка, экономическим потенциалом Санкт-Петербурга, Московской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Пензенской областей. Мероприятия проходили не только в Париже, но и в Страсбурге, Нанси, Бордо и в целом ряде других городов.

Особенно следует отметить в этой связи проходивший в Каннах в марте 2007 года 18 международный салон инвестиций в недвижимость MIPIM-2007, в котором приняла участие представительная российская делегация во главе с Министром экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Грефом. На выставке были представлены 37 субъектов Российской Федерации, среди которых были Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан, представившие на своих стендах наиболее привлекательные инвестиционные проекты.

Конкретным результатом салона в Каннах, а также визитов и презентаций стали новые контракты в сфере инвестиций в недвижимость (6 инвестиционных соглашений в Краснодарском крае на сумму 650 млн. евро, 2 протокола о намерениях в Ленинградской области на сумму около 700 млн. евро), высоких технологий (производство лазерных и плазменных станков на Урале), строительства (производство кровельных материалов в Нижнем Новгороде).

С целью дальнейшего развития российского экспорта и российского делового присутствия во Франции необходимо сосредоточить усилия на нескольких важных, на наш взгляд, вопросах. Это, прежде всего, реализация комплексной программы поддержки малых предприятий-экспортеров в рамках российской программы вовлечения во взаимную торговлю российских предприятий малого и среднего бизнеса и их поддержку на уровне правительства (развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства, создание и развитие бизнес-инкубаторов, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов; субсидирование части затрат субъектам малого предпринимательства, производящим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Во-вторых, способствовать увеличению количества совместных проектов в наукоемких сферах и, прежде всего, в авиакосмической отрасли, в сфере телекоммуникаций, нанотехнологий, защиты прав интеллектуальной собственности; поддерживать экспорт в сфере информационных технологий; развивать инновационное сотрудничество; активизировать сотрудничество между российскими ОЭЗ и французскими «полюсами конкурентоспособности».

И, наконец в третьих, активнее вести работу по улучшению кредитного рейтинга России и повышать конкурентоспособность российских товаров несырьевых отраслей.

Реализация этих направлений создаст надежную основу для развития нашего дальнейшего сотрудничества и достижения новых результатов в двустороннем торгово-экономическом взаимодействии России и Франции.

Иван ПРОСТАКОВ

Автор: Сергей САХАРКОВ