На Дону высокие технологии

17/04/2007 - 09:45
Читать u-f.ru на

Интервью губернатора Ростовской области о развитии региона в газете «Россия»

- Расскажите об основных направлениях развития экономики Ростовской области.

- Основные направления, играющие определяющую роль в экономике региона, складывались годами. Ростовская область имеет ряд выгодных преимуществ перед другими регионами России: географическое положение; высокий природно-ресурсный потенциал; развитая транспортная инфраструктура; богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности; наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы; высокий потребительский спрос; стабильная социально-политическая ситуация. Хочу отметить, что все эти преференции – не только блага, данные нам свыше, но и результат активной работы администрации на протяжении ряда лет по созданию программ социально-экономического развития и благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Самые перспективные направления развития нашего региона – это, прежде всего, современная индустрия и сельское хозяйство.

По объемам валовой продукции сельского хозяйства область сохраняет 2-е место среди регионов ЮФО. В прошлом году собрано 6 млн. 250 тыс. тонн зерна. На Дону сложились идеальные условия для производства экологически чистой продукции, спрос на которую растет во всем мире. Здоровая пища и рекордные урожаи – визитная карточка Ростовской области. На долю Ростовской области приходится 50% экспорта российского зерна, 60% - растительных масел.

Сегодня область производит достаточно много зерна, и, кроме того, что мы научились его экспортировать, мы работаем над формированием внутреннего спроса на пшеницу, и, прежде всего, фуражную. Для этого делаем ставку на развитие крупных животноводческих и птицеводческих производств. В течение нескольких лет целенаправленно развиваем эти направления, всемерно поддерживаем тех, кто собирается и уже начал строить животноводческие комплексы. И в этом смысле идеи приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на все сто совпали с нашими планами.

На любое направление мы стремимся смотреть в комплексе. Например, вырастил крестьянин скотину – куда ее сдать? Упираемся в переработку. Убежден, после выращивания зерна во главу угла надо ставить развитие этой отрасли. Мясопереработка начнет диктовать новые условия для селекции, для подбора пород. Выгодно будет производить высококачественную продукцию. Мы всячески поддерживаем тех, кто готов строить предприятия по переработке мяса, создаем благоприятные кредитные условия, чтобы запустить этот механизм.

Надежды связываем и с переработкой молока. С прошлого года у нас в области реализуется крупный инвестиционный проект по строительству молочного комплекса в Азовском районе, который осуществляет компания "Юнимилк". Мы оказываем поддержку проекту, помогаем в решении инфраструктурных проблем. Когда перерабатывающие предприятия заработают, и у крупных хозяйств, и у подворий появятся дополнительные стимулы к разведению скота. А область реализует программы по закупке молоковозов, холодильного и другого оборудования, необходимого для этих целей. Кстати, когда стали собирать заявки от хозяйств на приобретение молоковозов, оказалось, что желающих их купить вдвое больше, чем запланировано. Пришлось отбирать участников этой программы по конкурсной системе. Критериями были радиус сбора молока, охват подворий, средняя зарплата на предприятии, уплата ими налогов. Схема была предложена такая: молокозаводы покупают молоковозы и охладители молока, а бюджет возмещает им 90% стоимости этого оборудования. Это позволило в 2006 году приобрести 68 молоковозов и 34 охладителя молока, на что из областного бюджета потрачено 44,5 млн. рублей.

С развитием животноводства встанет вопрос переработки отходов. Я встречался с представителями германской фирмы SARIA, мы обсуждали строительство и в дальнейшем эксплуатацию в Ростовской области завода по переработке биологических отходов. Так как фирма занимается непосредственно переработкой животных отходов, ее целью было найти такой регион России, в котором есть перспективы развития животноводства и мясопереработки. В 2005 году представители немецкой фирмы побывали в нашей области трижды. Они посетили множество сельскохозяйственных предприятий, боен, мясокомбинатов, провели переговоры.

В итоге представители фирмы вышли с предложением о строительстве в Ростовской области предприятия по переработке биологических отходов мощностью 50 тыс. тонн в год, с дальнейшим наращиванием мощностей до 80 тыс. тонн в год. Фирма предполагает организовать переработку биоотходов, образующихся на территории Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Завод будет перерабатывать биоотходы и производить мясокостную муку. Фирма приняла решение о строительстве завода на территории Целинского района области.

Особое внимание инвесторов мы обращаем на возможность строительства на территории нашего региона производств по выпуску плодоовощных и рыбных консервов, сахара, макаронных и кондитерских изделий, соков, мясной продукции.

В течение последних лет Ростовская область признается одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов. Сегодня область показывает себя как регион, где реализуются высокотехнологичные инвестиционные проекты. Об этом говорит реализация таких приоритетных направлений инвестиционной политики как формирование кластеров, которые способствуют развитию производственной сферы, особенно перерабатывающей промышленности и АПК.

Участие Ростовской области в важнейших инвестиционных форумах – в Сочи, Санкт-Петербурге, Германии и Пекине, - показало, что сегодня приоритеты отдаются привлечению инвестиций в индустриальную сферу. Именно они дают максимальную прибыль и вносят существенный вклад в повышение конкурентоспособности Донского края.

С 2001 года Ростовская область стабильно занимает лидирующие позиции на юге России по объему промышленного производства. Многие предприятия имеют общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции в стране. На Дону выпускаются все производимые в России магистральные электровозы, промышленные швейные машины, преобладающая часть российских зерноуборочных комбайнов, котлов большой мощности, 19 % лакокрасочных материалов, более 10% стальных труб. Ведущее место занимает производство тяжелых вертолетов, навигационных систем для судов, нефтеаппаратуры, котельного теплообменного и водоподготовительного оборудования, тракторных культиваторов. Уникален по качеству добываемый в области уголь-антрацит. Все эти направления занимают первостепенное значение в формировании долгосрочных программ и планов дальнейшего развития экономики Дона.

Так, например, 12 инвестиционных проектов, которые были представлены в Сочи, очень рациональны, своевременны и интересны. Предварительная их стоимость – около 200 млрд. рублей. Среди них – Красносулинская особая экономическая зона, инвестпроекты заводов по производству консервов, обуви, автосборочных производств, реконструкция Театрального спуска Ростова и другие.

Особое внимание Президента России В.В.Путина во время посещения ростовской экспозиции привлекли два проекта. Это промышленно-транспортный кластер «Южный узел», включающий в себя строительство международного аэропорта в Батайске, мостовых переходов через Дон и универсального порта, развитие Зареченской промзоны и создание там крупнейшего на юге России логистического центра, а также проект по производству биоэтанола. Кстати, отмечу, что первой с инициативой развернуть в стране масштабное производство биоэтанола выступила Ростовская область, которая выращивает больше всех в России фуражного зерна — основного сырья для выпуска растительного топлива. На форуме мы презентовали президенту проекты ростовских компаний «Астон» и «Башнефть-юг» по строительству первых в России биоэтанольных заводов. Таких предприятий при текущем состоянии рынка и сырьевой базы в стране может быть не меньше 10-12. Президент, в свою очередь, дал поручение министру экономического развития и торговли Г. Грефу проработать меры государственной поддержки производства биотоплива. Законодательное собрание Ростовской области приступило к подготовке соответствующего законопроекта.

В общем, есть масса проектов, привлекательных для инвесторов как российских, так и зарубежных. Рост иностранных инвестиций будет обеспечен в цветной металлургии (ОАО «БКМПО»), в легкой промышленности (строительство предприятия по производству ковровых изделий «Меринос»), в торговле (компания ООО «ИКЕА МОС»), в ЖКХ – пилотный проект реформирования ЖКХ г.Азова с участием немецких инвесторов и т.д..

Получив статус столицы Южного федерального округа, Ростов стал постоянным центром проведения деловых, культурных, научных мероприятий. Регион заинтересован как в новых девелоперских проектах, так и в участии потенциальных инвесторов в уже стартовавших проектах, например, группы компаний «Мир-Комвек», которая сейчас приступила к возведению в Ростове нескольких бизнес-центров общей площадью около 100 тыс. м2. Ведется строительство конгрессного отеля ОАО «Интурист». В окрестностях Ростова есть ряд перспективных территорий, которые можно использовать для развития гостиничного бизнеса. Необходимы крупные инвестиционные вложения, в том числе и иностранных инвесторов. Вблизи Ростова, в станице Старочеркасской, строится третий в России профессиональный гольф-клуб. Повышающийся уровень жизни населения области порождает массовый спрос на услуги досуговой инфраструктуры: кинокомплексы, боулинги, центры развлечений, спортивные сооружения, аквапарки, как в областном центре, так и в других городах и районах.

Совсем недавно мы подписали с краснодарским губернатором А.Ткачевым Соглашение о порядке управления игорной зоной на границе Ростовской области и Краснодарского края. Определено, что общая площадь будущего города игр займет две тысячи гектаров – по тысяче с каждой стороны. Сейчас разрабатывается проект создаваемой игорной зоны. Большая работа предстоит. Но она совершенно не пугает нас. Работа, направленная не только на создание этой игорной зоны, но и на обустройство наших двух районов, которые вовлечены в этот процесс.

Мы смотрим на этот вопрос масштабно. Для нас важно с созданием этой зоны решить застаревшие проблемы, которые существуют у людей, живущих там. Поэтому для нас самое важное сейчас – это создание инфраструктуры. И она должна прийти в эту точку таким образом, чтобы решить параллельно проблемы, которые годами, десятилетиями не решались для жителей этих районов.

Остановлюсь еще на одном направлении, которое считаю очень важным сегодня, так как очень скоро оно может стать проблемой. Это создание и восстановление предприятий стройиндустрии. Наращивание темпов ввода жилья и его объемов – задача для нас не новая. Донские строители успешно решают ее на протяжении ряда лет. Рост объемов строительства жилья предполагает и увеличение площадей под застройку. Соответствующая работа уже проделана. Подготовлены новые территории под жилищное строительство, сформирована областная программа развития инженерной инфраструктуры перспективных территорий застройки, предусмотрены инвестиции в инженерное обеспечение строительных площадок и, в основном, определены их источники – в том числе и из областного бюджета.

Но при успешном решении этих вопросов может возникнуть проблема дефицита стройматериалов. Это больше чем просто вопрос снабжения и материального обеспечения реализации всех наших программ, а также нацпроекта «Доступное и комфортное жилье». Это вопрос, если хотите, социальный. Состояние промышленности строительных материалов напрямую влияет на ценовую политику на рынке жилья. Уже сейчас надо думать о наращивании производственных мощностей.

И такие планы в области уже разработаны. Например, будут создаваться мощности по производству сборных железобетонных конструкций для строительства сборно-каркасных домов в Ростове, начнется строительство заводов по производству керамического кирпича и сухих строительных смесей в Шахтах. В Ростове будут возводить корпуса завода по производству пенобетонных блоков автоклавного твердения. Рассматриваются предложения по далеко идущей структурной перестройке производственной базы жилищного строительства. Разработаны крупные инвестиционные проекты и подписаны договоры по строительству цементного завода с французской фирмой ЛАФАРЖ и завода по производству ОСБ-плит.

У нас действует еще ряд программ и направлений, играющих значительную роль в становлении донской экономики. Это развитие шахтерских территорий, создание туристско-рекреационных зон, укрепление нашей «оборонки» и другие. Главное – все они носят комплексный характер и в конечном итоге работают на укрепление экономической мощи области и благосостояние ее жителей.

- Владимир Федорович, Вы входите в Совет по реализации приоритетных национальных проектов при Президенте РФ. Расскажите, пожалуйста, какие меры приняты на Дону для реализации этих программ?

- Реализация национальных проектов – это дополнительное финансирование целого ряда направлений социальной сферы. Это и возведение новых объектов, и повышение заработной платы, то, что мы сами не могли охватить в нужном объеме. Хотя и начинали не с нуля.

Уже несколько лет мы приводим в порядок объекты здравоохранения. Но начинали с областных, городских и районных больниц. Оснащали школы компьютерной техникой, приобретали автобусы по областной программе «Дорога к школе». На собственные средства уже закуплено и поставлено во все районы области 734 автобуса марок ПАЗ и КАВЗ.

В жилищном строительстве у нас используется ипотечное кредитование. Субсидируем ставки, прежде всего, для молодых семей, работников бюджетной сферы, милиции общественной безопасности.

Мы развиваем сельскохозяйственное производство, в частности, животноводческую отрасль.

Однако, приоритетные проекты, которые финансируются из федерального бюджета, не заменяют того, что мы делаем. В областном бюджете, безусловно, нет никакого снижения финансирования социальной сферы. Мы не закрываем эти направления федеральными средствами, тем самым, экономя свои и перераспределяя их на другие цели, нет. Мы только увеличиваем социальную составляющую бюджета Ростовской области.

Тема эта обширная, поэтому давайте подробно остановимся только на двух направлениях – АПК и демография.

Проект «Развитие АПК» в Ростовской области работает, набирает темпы и уже дает положительные результаты.

Если говорить по первому направлению «Ускоренное развитие животноводства», то следует отметить, что его участниками в прошлом году стали 27 предприятий, реализовавших 28 инвестиционных проектов. Освоено 1,4 млрд. рублей кредитных средств.

Затраты на обеспечение инженерной инфраструктурой объектов животноводства взял на себя областной бюджет.

Освоено субсидий на сумму 56,7 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 32,9 млн. руб., из областного – 23,8 млн. руб.

Заметную роль в реализации проекта играет крупный аграрный бизнес. Так, в области завершено строительство крупнейшего комплекса по производству и переработке мяса индейки ООО «ЕвроДон» и комплекса по выращиванию бройлеров ООО «Производственная компания «Оптифуд». В Каменском районе области уже в этом году сдан в эксплуатацию откормочный комплекс на 100 тысяч голов свиней компанией «Русская свинина». Аналогичные комплексы будут построены еще в двух районах области в 2007-2008 годах.

В область завезено около 5 тыс. голов племенного скота, в т.ч. 3 тыс. голов через систему Росагролизинг.

Уже сейчас мы можем отметить, что произошел перелом в животноводстве. Возросло производство мяса во всех категориях хозяйств на 5,9%. Стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота, возросло поголовье свиней, овец и коз, птицы.

Национальный проект дал заметный толчок развитию малых форм хозяйствования. В последнее время объемы их кредитования значительно выросли. Банками и кредитными кооперативами выдано в 2006 году 7,5 тысячи кредитов крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам на сумму 1,5 млрд. рублей, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – на сумму 154 млн. руб.

Особую роль в кредитовании малых форм хозяйствования играет «Россельхозбанк». На его долю приходится 64% всех выданных кредитов.

Область занимает первое место в ЮФО по числу созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. За прошлый год их создано 65, в т.ч. 38 кредитных, 16 снабженческо-сбытовых, 10 перерабатывающих и 1 обслуживающий.

В 2007 году появились еще 8 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Объем реализации продукции, производимой в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах увеличился на 4,2%.

В реализации мероприятий по направлению «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» участниками стали 546 молодых семей и молодых специалистов, которым предоставлено 145,7 млн. рублей субсидий, в том числе за счет средств федерального бюджета – 62,7, областного – 83. Приобретено и построено 35 тыс. кв. метров жилья (план 28 тыс. кв. м).

В этом году продолжается работа по развитию животноводства. Намечено реализовать 113 инвестиционных проектов животноводства и 8 проектов аквакультуры (4,0 млрд. рублей).

В результате внедрения этих проектов будут созданы дополнительные мощности по содержанию крупного рогатого скота и свиней.

Кроме того, за счет средств областного бюджета в текущем году будет произведена компенсация затрат на приобретение племенного материала – 77 млн. руб., аквакультуры – 6 млн. рублей.

Для нашего региона особенное значение имеет включение в национальный проект мероприятий по развитию аквакультуры. В области имеется производственный потенциал для ведения расширенного товарного рыбоводства (20 тыс. га прудов). За последние 5 лет объем производства товарной рыбы вырос на 40% и составил 13 тыс. тонн (1 место в России). В текущем году планируется увеличить выпуск на 11,8%.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» завершается работа по формированию работоспособной сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Для этого из областного бюджета текущего года дополнительно выделены средства на предоставление субсидий для возмещения части затрат по их техническому оснащению. Предусмотрено предоставление государственных гарантий Ростовской области (100,0 млн. рублей).

В рамках Областной целевой программы развития малого предпринимательства на 2006-2008гг. направлено на поддержку кредитной кооперации более 30 млн. руб.

Для финансирования направления «Ускоренное развитие животноводства» из федерального бюджета в 2007 году направляются средства в форме субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам на сумму 253 млн. руб.

Из них: на строительство и модернизацию животноводческих комплексов - 193,7 млн. руб., на поддержку племенного животноводства – 36,97 млн. руб., на содержание поголовья овец – 10,34 млн. руб., на рыбоводство – 12,0 млн. руб.

Из областного бюджета предусмотрено софинансирование в размере 203,5 млн. руб.

Из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования, предусмотрено финансирование в размере 215,2 млн. руб., из областного – 4,0 млн. руб.

Для увеличения доли продукции донских производителей в товаропроводящей сети области оказывается содействие в приобретении мест на рынках, организации фирменных магазинов, продвижении этой продукции в супер-гипер-маркеты. В этом году сделан акцент на создание снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» в 2007 году основное внимание уделяется строительству нового комфортного жилья. Планируется приобретение и строительство 39 тыс. кв. метров жилья. Для реализации данного направления проекта предусмотрено финансирование из федерального бюджета в размере 72,2 млн. руб. Для софинансирования в областном бюджете заложено 100,0 млн. руб.

В 2007 году определены пилотные площадки для строительства более 200 малоэтажных домов в сельской местности в 210 районах области.

Наряду с достигнутыми успехами есть некоторые проблемы. Так, производство молока увеличилось всего лишь на 1,1%. Причина: из-за отсутствия отечественного высокопродуктивного племенного поголовья крупнорогатого скота в России, а также позднего разрешения на ввоз поголовья из-за рубежа, не удалось увеличить племенное дойное стадо.

Несмотря на то, что в области работает около 100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, закупка сельскохозяйственной продукции у населения производится слабо. Это связано с низкими закупочными ценами на животноводческую продукцию вследствие насыщения рынка импортным дешевым сырьем. Считаю необходимым на федеральном уровне рассмотреть вопрос квотирования животноводческой продукции.

В целом можно сказать, что итоги реализации проекта «Развитие АПК» в Ростовской области свидетельствуют о позитивных изменениях в сельском хозяйстве.

- Вы считаете, что приоритетные национальные проекты стали своего рода бонусом для тех регионов, которые активно решали вопросы улучшения качества жизни населения…

- Именно так. Мы реально ощутили, что стало больше уделяться внимания регионам, их нуждам. Только в рамках проекта «Здоровье» Ростовская область получила современное медицинское оборудование более чем на пятьсот миллионов рублей. И почти двести единиц медицинского автотранспорта. Суммарная прибавка к заработной плате участковых врачей и медсестер за год составила 380 миллионов рублей. Значительно выросла зарплата у работников фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи. Учреждения здравоохранения области, оказывавшие в минувшем году медицинскую помощь женщинам по родовым сертификатам, профинансированы на сумму 239,6 миллиона рублей.

Без сомнения, все это напрямую повлияло на снижение показателя младенческой смертности. В 2006 году он уменьшился на 10,7% и составил 13,3 в расчете на 1000 родившихся.

Демографическая ситуация в Ростовской области, как и России в целом, в последние годы отражает сложность протекающих процессов. Вместе с тем, есть и позитивные изменения.

Число умерших в последние 3 года снижается – с 71,6 тысяч человек в 2003 году до 66,6 тысяч человек в 2006-м. Возрос показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Он составил 66,9 лет (в т.ч. мужчин – 61 год, женщин – 73,2). Это более чем на полтора года выше среднего по России.

В последние годы наблюдается рост заключенных браков, в 2006 году – рост на 6,3% по сравнению с 2005-ым.

Стабилизируется рождаемость. Начиная с 2000 года число родившихся ежегодно увеличивается. В 2006-м коэффициент рождаемости возрос на 3,3% и составил 9,5 на 1000 человек населения.

В целях совершенствования демографической политики в области принята необходимая нормативно-правовая база. Реализуется 10 областных законов, регулирующих вопросы охраны здоровья населения, социальной защиты, материнства, детства, молодежной и жилищной политики, образования и воспитания детей и молодежи.

Создана необходимая социальная инфраструктура для реализации демографической политики. На ее содержание и развитие предусмотрено около половины расходов областного бюджета. С каждым годом эти финансовые ресурсы растут.

За последние 3 года выросли расходы:

на здравоохранение - в 3 раза и в 2006 году составили 13,8 млрд. рублей;
на образование - в 3,5 раза - 15,8 млрд. рублей;
на социальную защиту - в 1,9 раз - 7,6 млрд. рублей.
на решение жилищных вопросов – в 5,8 раз - 249,5 млн. рублей.
В этом году значительно расширены виды и размеры государственной поддержки гражданам, имеющим детей.

Разработана Концепция региональной программы улучшения демографической ситуации до 2010 года. В настоящее время осуществляется подготовка Областной целевой программы улучшения демографической ситуации на 2008-2010 годы.

Ожидаемый результат программы – замедление темпов депопуляции населения, формирование предпосылок стабилизации ситуации, численности населения и последующего демографического роста.

- Каким образом на Дону совершенствуется работа органов государственной и муниципальной власти?

- Ростовская область – лидер среди регионов России по качеству государственного управления. Оценить понятие качества госуправления каким-то одним показателем невозможно. Его можно разложить на три составляющие, одна из которых - эффективность внутренней организации деятельности органов исполнительной власти; вторая - их ориентированность на результат; и третья - эффективность взаимодействия с потребителями госуслуг, то есть с населением области.

В организации работы чиновников мы добиваемся того, чтобы наиболее эффективно осуществлять возложенные на них полномочия. В Ростовской области наработан опыт, которого нет ни в одном субъекте РФ. Еще в 2004 году, когда об административной реформе только начинали говорить, нашими специалистами была разработана комплексная методика определения штатной численности и формирования структур органов исполнительной власти. Она позволяет чётко определить, сколько государственных служащих должно работать в том или ином органе исполнительной власти, и какие функции они должны при этом выполнять. Основу этой методики составляет алгоритм: «полномочия» - «функции» - «трудозатраты».

Любой орган власти создаётся для решения строго определенных полномочий, предусматриваемых законодательством. В то же время полномочия – это общие целевые установки для работы. Каждое из них может быть разбито на составные элементы – функции или состав работ. В свою очередь, на выполнение каждой из функций тратится определённое время. Так вот, если измерить этот общий объём времени, то, применив специальную формулу, можно определить оптимальное количество государственных служащих, необходимых для решения тех или иных задач, стоящих перед областью. Именно оптимальное количество, ибо несведущие люди часто говорят о количестве чиновников: «чем меньше, тем лучше».

Есть объективные условия, по которым нельзя бесконечно сокращать численность государственного аппарата. Хотя отмечу, что по количеству государственных служащих на 1000 человек Ростовская область всегда выделялась среди других регионов. У нас этот показатель составляет порядка 0,4 единицы. В то время как в целом по России – 1,2 единиц.

Но качество государственного управления – это не только экономия бюджетных средств, но и позитивная реакция на то, что делает власть. Качество оказания государственных услуг населению – это, наверное, самый важный критерий оценки нашей работы.

Ключевая задача административной реформы – максимально упростить порядок предоставления государственных и муниципальных услуг населению, сократить сроки согласительных процедур, повысить качество оказания государственных услуг. Для этого разрабатываются так называемые административные регламенты. Они представляют собой документы, с одной стороны, полностью регламентирующие порядок взаимодействия властных структур между собой в процессе оказания государственных услуг, а с другой – порядок взаимодействия органа государственной власти и гражданина, которому предоставляется эта услуга.

В регламенте должны содержаться ответы на все вопросы, которые могут возникнуть и у чиновника, и у гражданина в процессе оказания услуги. Например, человеку нужно получить социальное пособие. В административном регламенте должно быть чётко указано, какие документы нужно подать заявителю; содержаться оптимальный график работы органа, предоставляющего услугу; установлен стандарт ожидания человека в очереди; определены стандарты по обустройству помещения, в котором человеку предоставляется услуга и т.д.

Сегодня на федеральном уровне утверждено более 10 подобных регламентов. Ведётся такая работа и у нас в области. Утверждена Программа проведения административной реформы в Ростовской области на 2006 – 2008 годы. В рамках этой программы определены ключевые направления административных преобразований в нашем регионе.

Ряд проектов был высоко оценен на федеральном уровне. В июле этого года администрация Ростовской области была признана одним из победителей конкурса региональных проектов административной реформы, который проводился Министерством экономического развития и торговли РФ.

Сегодня мы нацелены на разработку системы стандартов оказания услуг в сфере начального профессионального образования, а также на разработку и внедрение пяти административных регламентов. Сейчас мы работаем над регламентами предоставления гражданам жилищных субсидий, дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, над повышением эффективности процесса лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, повышением качества услуг по государственной поддержке инновационного бизнеса.

Уже готов проект административного регламента по предоставлению гражданам и организациям земельных участков. Пилотной территорией для его внедрения в этом году выступает город Шахты. Реализация проекта многое даст людям. Так, сегодня для того, чтобы оформить земельный участок в собственность или в аренду, нужно потратить около года. В решении этого вопроса задействованы все три уровня власти – федеральный, региональный и местный. При этом человек вынужден контактировать с множеством различных ведомств более 20 раз. Если нам удастся внедрить регламент, который сегодня проходит апробацию в г. Шахты, то срок рассмотрения документов о выделении земельного участка сократится до полутора месяцев, а контакты заявителя с чиновником с 20-ти до 3-х раз. А это, на наш взгляд, и является основным показателем качества работы органов власти.

С 1 января 2006 года Ростовская область в полном объеме реализует положения 131-го федерального закона о местном самоуправлении.

Основные изменения связаны с созданием нового уровня выборной муниципальной власти – сельских и городских поселений. Именно за ними в сельских районах законом закреплены многие полномочия, и в том числе по ведению жилищно-коммунального хозяйства. Даже в этой самой проблемной сфере наблюдается положительная динамика. Значительно лучше стали решаться вопросы благоустройства территорий, практически везде организован регулярный вывоз мусора. Стали появляться первые поселенческие коммунальные предприятия. Решаются вопросы ремонта дорог, газификации территорий, уличного освещения и водоснабжения.

Для того, чтобы стимулировать деятельность администраций поселений и участие населения в решении вопросов местного значения, мы учредили областной конкурс на лучшее поселение и лучший районный центр. Поселения очень активно приняли в нем участие. Три сельских поселения и три райцентра по итогам 2006 года получили денежные премии от 1 до 2 млн. рублей. Да и кроме победителей достойные результаты продемонстрировали многие муниципалитеты. В связи с этим на 2007 год мы ввели дополнительные номинации в различных сферах деятельности с премиями в размере 500 тыс. руб. А премии по основным номинациям увеличены вдвое.

Одна из основных целей реформы – дать людям возможность участвовать в решении местных вопросов. В этой связи интересно то, как реформу местного самоуправления оценивает население. Мы провели социологический опрос, по результатам которого можно сказать, что большинство жителей области положительно высказываются о проведенных преобразованиях (56%). Вместе с тем, до сих пор не все жители области в полной мере понимают суть преобразований. Сейчас мы проводим масштабную кампанию по освещению реформы в средствах массовой информации.

В первую очередь, конечно, результаты реформы зависят от деятельности администраций. Положительно на их деятельности сказалось введение выборности глав поселений. Теперь они просто вынуждены больше работать с населением, оперативно решать проблемы, возникающие у жителей. Я уже говорил о деятельности администрации города Шахты. В поселениях также есть положительные примеры. Например, в Большелогском сельском поселении Аксайского района жители могут заказывать справки по телефону и подходить за ними в удобное время. А пенсионерам или инвалидам эти справки разносят социальные работники.

Большое значение имеет уровень подготовки управленцев. Мы постоянно проводим семинары с главами поселений и специалистами администраций, ведь от квалифицированной, грамотной работы глав поселений во многом зависит качество жизни людей на этих территориях.

По программе «Основы деятельности главы поселения по организации решения вопросов местного значения» с декабря прошлого года обучаются все главы муниципалитетов области – 408 человек. Нужно отметить, что они уже проходили обучение сразу же после избрания. Однако прошел первый год муниципальной реформы на Дону, многое изменилось в законодательстве, и, кроме этого, усовершенствовались способы обучения. Новый учебно-методический комплекс дистанционного обучения, разработанный в администрации области и не имеющий аналогов в нашей стране, на 6-м Всероссийском конкурсе образовательных программ отмечен дипломом Минэкономразвития России.

В чем его суть? За три дня семинара слушатели знакомятся с электронной версией программы обучения за персональными компьютерами, а затем самостоятельно осваивают ее дома. По окончании обучения проводится итоговое тестирование каждого участника семинара. (Стоит отметить, что за время работы сегодняшних глав в новом качестве не осталось ни одного, не овладевшего компьютерной грамотой, в чем также заслуга обладминистрации – и в обучении, и в оснащении местных администраций современной техникой).

В рамках семинара участники слушают лекции и обсуждают вопросы формирования штатной численности органов местного самоуправления; законодательства о муниципальной службе; развития налогооблагаемой базы муниципального образования, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В расписании занятий – темы, посвященные современным инструментам создания инвестиционной привлекательности муниципального образования, реализации нацпроектов на территории муниципалитетов и другие.

Главы городских и сельских поселений отмечают огромную пользу такого обучения. Уже по дистанционной форме занимались специалисты кадровых служб, заканчивают обучение главы поселений, затем будут учиться финансисты, экономисты, председатели административных комиссий. На обучение муниципальных служащих в этом году выделено из областного бюджета более 20 млн. рублей.

Автор: Сергей САХАРКОВ