Одни стариков спасали, а другие на них экономили

21/03/2007 - 19:22
Читать u-f.ru на

Всю ночь с 19 на 20 марта в станице Камышеватская Краснодарского края спасались от огня немощные старики. Пожар разгорелся в доме престарелых, где находилось 100 человек. Парализованные ползком добирались до крыши. Местные жители бесстрашно бросались в огонь, чтобы спасти их. Помогала даже собака. А в это время в соседнем колхозе запретили посылать на помощь пожарную машину.

Станица находится на отшибе, рядом с Азовским морем. Кроме дома престарелых, который станичники называют "стардом", здесь еще и детский приют "Казачок", и детдом "Дельфин". Местный люд работает там да на приусадебных участках.

- Нам стыдно говорить, но тут и наши родственники есть, - признаются станичники. - У всех есть родственники.

- У нас он был с хорошей репутацией, - рассказывает жительница Камышеватской Галина Ребрик. - Устраивались в него и из нашего, и из соседних районов. И на кормежку и уход пожилые не жаловались. Некоторые там находили себе пару и жили в отдельной комнатке.

Престарелых жильцов в станице знает каждый. Местные не делили их на своих и чужих, относились к ним с душой. Бабушку Надежду Максименко старики называли местным МЧС - она угощала обитателей "стардома" то огурцом, то помидорчиком. "Хочется же им домашнего", - объясняла бабка свою доброту. Во вторник она ходила по пепелищу и причитала: "За что людочки пострадали?" Все началось в 0.45 ночи. Александр Супрун живет через дом от места трагедии. Он первым прибежал на помощь.

- Сначала я услышал как будто выстрел - хлопок. Залаяла собака, - вспоминает он. - Я вышел и подумал, кто-то стрельнул по моему забору, но увидел во дворе какой-то дым. Ну, думаю, мусорные баки подожгли. И тут же услышал крики: "Помогите!" и узнал голос. Кричала моя кума, санитарка Галя Подзолоткина. С ней дежурили Марина Рыжикова и Люба Гриценко. Я девчонок знаю - у меня жена, Таня, там нянечкой работает.

Александр не помнит, как у него в руках оказался топор. Но через пять минут он выбивал стекла новеньких окон - несколько месяцев назад в доме престарелых сделали ремонт. Горело левое крыло. Скорее всего, где-то в районе столовой был очаг возгорания. Огонь шел по коридору в сторону палат. Супрун заглянул в комнаты на первом этаже. Тихо. Лежачие больные спали.

- К месту пожара прибыли семеро работников моей школы, которых успели обзвонить. Кто пешком, кто на велосипеде. А водитель Александр Аксенов - на школьном автобусе. Мы думали на нем вывозить стариков. Но машин "скорой" было достаточно, - рассказала "Известиям" директор школы Галина Бибикова. - В школьной столовой мы организовали чай и доставляли его в термосах пострадавшим.

Полстаницы предлагало свои услуги. Директор Дома культуры Алексей Шафоростов раскладывал диваны для размещения людей. Местные приглашали пенсионеров. Медсестру Лидию Паченцеву, которая 30 лет отдала "стардому" и выводила бабуль из полыхающего здания, спасти не удалось.

- Я слышал, как стучала и кричала Лида. Она бежала к запасному выходу. Ее нашли вместе с двумя старушками у двери. Этот выход оказался закрыт! Мы заглядывали во все окна, кричали: "Лида, Лида!" - вспоминает Супрун. У Лиды остался 15-летний сын, которого сразу отправили к психологам. Мужа не было. Во вторник в пустом доме Лиду одиноко ждала на привязи белая коза.

Между тем на втором этаже кричали те, кто мог ходить.

- Я взял лестницу, которую нашел в "стардоме", выбивал окна и спускал людей. Помогал завхоз Юрий Важко. Боже, как долго приходилось спускать стариков! Они боялись! Один лежачий инвалид - боже мой, руки, ноги, голова, все у него чуть ли не отдельно - держался стойко, еще командовал, как его спускать! Его мы положили на асфальт на какую-то тряпку. И вот, знаете, удивительно: со мной прибежала моя овчарка Рекс, и псина схватила эту тряпку, оттащила инвалида от огня. Даже собака была с нами!

Спасатели и пожарные приехали через 50 минут. Говорят, сторож вызвал подмогу только через 21 минуту после начала пожара. И добираться до Камышеватской не ближний свет. В станице в прошлом году расформировали пожарную часть. За ненадобностью и в целях экономии.

- Осталась одна сломанная машина, к которой каждый день приходил ее водитель. Ему не платили зарплату, - говорит Валентина Тюникова.

Пришлось гнать машины из Ейска и Кухаривки. Станичники говорят, если бы прислали машины из соседней Моревки - там они находятся в ведении птицефабрики, - людей удалось бы спасти. Но оттуда машина даже не выходила. Почему соседи из Моревки не спасали людей?

- Я не в состоянии отвечать на такие вопросы, - лаконично сказала финансовый директор птицефабрики Елена Проскура и бросила трубку. Директор фабрики во вторник был срочно вызван в Ейск, где находилось все руководство края.

Так же поступило несколько сельхозпредприятий не только в Моревке. Глава Моревки Александр Семибратов объясняет циничную логику хозяев пожарных машин.

- Они содержат автоцистерны для собственных нужд и неохотно откликаются на просьбы потушить пожар в населенном пункте, - заявил он "Известиям". - Для них это, видите ли, лишние расходы. Муниципальные власти района попытались было отрегулировать этот вопрос. Издано даже постановление главы района о распределении пожарных расчетов на случай возгорания. То есть на пожар в Камышеватскую обязаны были выслать свои машины и расчеты несколько ближайших сельхозпредприятий. Накануне пожара об этом напомнили на совещании. Но требования проигнорированы.

Во вторник уже были названы две версии случившегося: неисправная проводка и неосторожное обращение с огнем. Станичники грешат на проводку. "Мне даже приходилось своего мужа просить починить ее", - говорила "Известиям" нянечка "стардома". Но прокуратура возбудила уголовное дело по факту неосторожного обращения с огнем.

Местное отделение ГО и ЧС утверждает, что дом престарелых несколько месяцев назад проверяли. С их слов ввыходит, что на меры пожарной безопасности руководство дома престарелых тоже смотрело как на лишнюю обязаловку.

Получается, что 62 инвалида и сотрудника дома престарелых в Камышеватской погибли потому, что одни не успели всех спасти, а у других даже сердце не дрогнуло.

Николай ГРИТЧИН (Ставрополь), Елена СТРОИТЕЛЕВА (станица Камышеватская)

Автор: Сергей САХАРКОВ