Выбирать – не назначать?

28/02/2007 - 13:11
Читать u-f.ru на

КОРРУПЦИЯ В МЭРИЯХ НЕ МОЖЕТ СКОМПРОМЕНТИРОВЫАТЬ ИДЕЮ ВЫБОРНОСТИ

Российские парламентарии считают выборность глав органов местного самоуправления важным достижением современной России. По их мнению, несколько уголовных дел, возбужденных против мэров за превышение должностных полномочий, не могут скомпрометировать идею выборности градоначальников. Для недопущения коррупции российским законодательством предусмотрена должность управляющего городом, отвечающего исключительно за финансовые и хозяйственные вопросы, утверждают законодатели. Кроме того, по их мнению, для предотвращения подобных ситуаций необходимо вести кропотливую кадровую политику и тщательно отбирать людей, идущих во власть.

В то же время некоторые политики полагают, что необходимо искать такую форму, которая позволит плавно перейти от избрания к выбору мэра через городскую Думу с участием губернатора. А поскольку губернаторов сегодня назначают, то именно они и должны предлагать кандидатуру главы города.

Как уже сообщалось, вопрос о выносе решения относительно возможного отстранения от должности мэра Владивостока Владимира Николаева суд Ленинского района города перенес с 27 на 28 февраля. Связано это с тем, что градоначальник находится сегодня в командировке. Об этом журналистам сообщила адвокат главы городской администрации Ольга Коровина.

Напомним, что в минувший понедельник в мэрии Владивостока прошел обыск, в ходе которого были изъяты многочисленные документы, включая финансовые. По результатам проверки в отношении Владимира Николаева, известного в городе под кличкой Винни-Пух, Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ – "злоупотребление служебным положением".

Основанием для начала расследования стали нарушения вокруг договоров об оказании услуг по охране от преступных и иных посягательств перевозимого мэром имущества и охраны имущества администрации. Последний был заключен еще в 1998 году прежним руководством и пролонгирован в 2004 уже нынешней мэрией.

Владимиру Николаеву по статусу государственная охрана не положена. Тем не менее, в соответствии с договорами, его везде сопровождали вооруженные табельным огнестрельным оружием сотрудники милиции, в связи с чем в период действия этих договоров, т.е. с 28.09. 2004 года по 31.01.2007г. бюджету Владивостока был причинен ущерб в сумме 4,4 млн. рублей.

Однако мэр свою вину полностью отрицает. В подготовленном им заявлении градоначальник сообщает, что претензии правоохранительных органов касаются "договора охраны имущества администрации, заключенным с отделом вневедомственной охраны УВД Приморского края". Этот договор, по словам Владимира Николаева, неоднократно проверялся Счетной палатой России, КРУ Минфина по Приморскому краю, прокуратурой Приморского края и прокуратурой Ленинского района. И ни у одного из этих органов на протяжении долгих лет правомочность документа сомнений не вызывала.

Кроме того, в заявлении особо подчеркивается, что перед бригадой следователей "была поставлена определенная задача - без уголовных дел на администрацию Владивостока не возвращаться". Причиной же таких действий, по мнению мэра, "является наша принципиальная позиция по вопросам разграничения земельных отношений, столичному статусу Владивостока, многим другим вопросам. Я принципиально отстаиваю интересы города, и некоторые оппоненты решили избавиться от меня таким циничным способом", - отметил Владимир Николаев.

Прокуратура заинтересовалась представителями городской мэрии не впервые. Ранее она возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц администрации города по факту продажи земельных участков по заниженным ценам. "Установлено, что должностными лицами администрации города были заключены договора купли-продажи земельных участков с рядом юридических лиц по явно заниженным ценам. В настоящий момент следствием выявлено 11 фактов продажи земельных участков по цене, суммарно заниженной более чем на 38 миллионов рублей", - рассказали в пресс-службе прокуратуры Приморского края.

Прокуратура также проводит проверку незаконного предоставления администрацией Владивостока нескольких земельных участков площадью от 1,3 до 7 тысяч квадратных метров в аренду одновременно одним и тем же лицам для индивидуального жилищного строительства.

Начиная с 1999 года, количество скандалов, подобных нынешнему, приблизилось уже к двадцати. Так, в 1999 г. к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества за получение взятки был приговорен мэр Норильска Василий Ткачев. Наказание он отбывал в исправительно-трудовой колонии N18 медицинского профиля, где в качестве квалифицированного специалиста принимал участие в строительстве онкологического корпуса. Был освобожден досрочно - через 5 с половиной лет.

В 2004 г. мэр г. Шарыпово (Красноярский край) Леонид Плешков был приговорен к 5 годам лишения свободы условно с 2-летним испытательным сроком за получение взятки. В это же году мэр г. Волжска (Республика Марий Эл) Николай Свистунов был приговорен к 4 годам лишения свободы за растрату бюджетных средств.

12 мая 2004 г. был задержан мэр г. Миасса (Челябинская область) Владимир Григориади, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК РФ ("Получение взятки"). В том же году экс-чиновник был приговорен к 8 годам лишения свободы и штрафу в размере 1 млн рублей.

В 2005 г. экс-мэры гг. Краснодара и Петропавловска-Камчатского Николай Приз и Юрий Голенищев были приговорены соответственно к 3 и 4 годам лишения свободы условно за превышение служебных полномочий.

18 марта 2005 г. был задержан мэр г. Снежинска (Челябинская область) Анатолий Опланчук, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") и ст. 290 УК РФ ("Получение взятки").

21 апреля 2005 г. был задержан мэр г. Подольска (Московская область) Александр Фокин, подозреваемый в организации совершенного 13 июня 2002 г. убийства первого заместителя главы администрации города Петра Забродина. 9 ноября 2005 г., когда должно было быть вынесено окончательное обвинительное заключение по делу, Фокин был обнаружен повесившимся в медицинской части следственного изолятора.

В 2006 г. мэры гг. Нефтеюганска (Тюменская область) и Пятигорска (Ставропольский край) Виктор Ткачев и Владимир Шестопалов были приговорены соответственно к 4 и 2,5 годам лишения свободы условно за превышение должностных полномочий.

20 апреля 2006 г. был задержан мэр г. Светлогорска (Калининградская область) Олег Верниковский, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по ст. 188 УК РФ ("Контрабанда").

30 мая 2006 г. был задержан мэр г. Волгограда Евгений Ищенко, в отношении которого были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"), ст. 286 ("Превышение должностных полномочий") и ст. 289 УК РФ ("Незаконное участие в предпринимательской деятельности").

21 июля 2006 г. экс-мэр г. Мценска (Орловская область) Александр Цуканов был приговорен к 5 годам лишения свободы за получение взятки.

1 августа 2006 г. экс-мэр г. Верхняя Тура (Свердловская область) Александр Селезнев был приговорен к 4 годам лишения свободы за злоупотребление должностными полномочиями.

26 октября 2006 г. был задержан мэр г. Кандалакши (Мурманская область) Александр Вихорев, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ст. 291 УК РФ ("Дача взятки").

1 декабря 2006 г. экс-мэр г. Ачинска (Красноярский край) Михаил Ачкасов был приговорен к 2 годам лишения свободы условно с 3-летним испытательным сроком за превышение должностных полномочий. В связи с этими историями в последнее время стали звучать разговоры о целесообразности перехода от избрания мэров крупных городов к их назначению. Например, депутат Госдумы Алексей Митрофанов считает, что после принятия поправок в процессуальный кодекс, которые упрощают процедуру отстранения губернаторов от должности, вполне логичным будет появление законопроекта о назначении мэров крупных городов. "Поскольку только в этом случае можно будет говорить о том, что вертикаль власти в России построена, потому что напряженные отношения между губернаторами и главами городов разрывают политическое пространство".

"Нынешняя система с выборами вообще-то меня устраивает. Если будет принято решение о назначении мэров крупных городов, я к нему отнесусь с пониманием, спокойно и, безусловно, поддержу его", - заявил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. По его словам, хотя "сейчас с мэрами администрация края сотрудничает нормально", политическая стабильность всегда очень важна, ведь это – "залог экономического роста".

В свою очередь губернатор Приморского края Сергей Дарькин выступает против назначения глав городов.

"Я за выборы!" - заявил Сергей Дарькин. Иначе, полагает он, "так можно дойти и до того, что и главных редакторов будут назначать, как в советские времена".

Наш корреспондент обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Не являются ли события последних лет поводом для перехода от избрания мэров городов к их назначению?".

"Назначение мэров невозможно по юридическим причинам, так как Россия является участницей Европейской конвенции по местному самоуправлению, в которой прописана выборность глав местного самоуправления", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин.

Вместе с тем, подчеркнул парламентарий, "российское законодательство дает очень хорошую возможность для недопущения коррупции, в нем предусмотрена должность управляющего городом или сити-менеджера". "Это наемный управляющий, полностью подконтрольный органу местного самоуправления, который отвечает за сугубо хозяйственные и финансовые вопросы", - пояснил глава комитета. "Получится, что один воровать не сможет, потому что находится под надзором, а другой – потому что у него не будет доступа к ресурсам, и за ним также будут наблюдать со стороны", - отметил сенатор.

Ю.Шарандин убежден, что "те мэры, которые находятся под следствием за превышение должностных полномочий, скомпрометировать идею выборности глав местного самоуправления не могут".

"Закон "Об основных принципах организации органов местного самоуправления" предусматривает избирательную процедуру для мэров, и нет необходимости откатываться назад", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области Рафгат Алтынбаев. "Можно и назначая, получить такого же вора, как при выборной системе", - добавил сенатор, бывший в свое время мэром Набережных Челнов.

"Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо изучать людей. Если в его биографии есть черные пятна, этого человека нельзя допускать к участию в выборах", - считает глава комитета. "Сложно понять внутренний мир человека, который идет во власть, какие мотивы им движут. Поэтому нужно готовить людей, а не так – жил-жил, и вдруг стал мэром", - подчеркнул парламентарий. По словам сенатора, "в советское время подбор людей осуществлялся очень кропотливо, неподготовленных людей во власти не было". "Сейчас тоже нужно очень тщательно вести кадровую политику, в первую очередь на региональном уровне", - подытожил Р.Алтынбаев.

"Если кто-то из мэров стал действовать не в ладу с законом, это никак не связано с демократической процедурой выборности глав местного самоуправления", - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков. "Избрание мэров городов – это достижение современной России", - отметил сенатор.

"Вектор развития и формирования партийной политической системы в России позволяет использовать очистительный партийный механизм, чтобы от избирательных партий и блоков выдвигались только наиболее достойные кандидаты, а случайные люди не попадали в органы власти", - заявил парламентарий. "В этом – основное рациональное зерно, заложенное в деятельности политических партий, ведь их главная цель – борьба за власть", - считает А.Лысков.

При этом, убежден зампред комитета, "все равно никто не сможет гарантировать, что даже самый достойный кандидат не дрогнет перед каким-либо соблазном, который предоставляет власть". "С этим приходится бороться уже другими методами", - заключил сенатор.

"Я не вижу большой принципиальной разницы между назначением и избиранием мэров, но считаю, что мэров лучше избирать", - заявил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. "Мэр не является атрибутом госвласти и его назначение должно быть волей изъявления граждан", - добавил он.

По мнению парламентария, "ни избрание, ни назначение не имеют прямого отношения к проблеме возбуждения уголовных дел против мэров". "Нарушение законодательства и совершение противозаконных действий – это с равным "успехом" делают и избранные, и назначенные главы муниципальных образований. Поэтому это совершенно две разные темы, влияющие одна на другую", - подытожил Олег Морозов.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин считает, что в этом вопросе нужно вести речь не об избрании или назначении на пост мэра, а о том, насколько наша страна погрязла в коррупции. "Я уже не знаю, где чистая и честная власть, а где начинается преступный мир", - заявил он.

По мнению депутата, кандидатов, которые выдвигаются на пост главы города, надо отслеживать. "В отношении мэра Владивостока было возбуждено в свое время четыре уголовных дела. Почему эту информацию не дали вовремя избирателям?", - задался вопросом парламентарий.

Зампред комитета подчеркнул, что "уголовные дела или предварительное расследование стали самым весомым аргументом в избирательной компании, когда надо кого-то скомпрометировать. Поэтому не исключено, что в год больших избирательных компаний еще будут возбуждаться уголовные дела в отношении неугодных для власти кандидатов на выборы". "Этим я и могу объяснить эту активность, которую мы наблюдаем сегодня", - заключил Виктор Илюхин.

"Чтобы обеспечить нормальную вертикаль власти и эффективное управление городским хозяйством, надо либо назначать мэров, по крайней мере, в столичных городах субъектов Федерации, либо избирать по какой-то сложной процедуре с участием городской Думы и губернатора", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев. "Только в этом случае мы имели бы законченное управление субъектом Федерации", - добавил он.

Конечно, убежден депутат, "прямое назначение мэров Москвы было бы нелогичным ходом, поскольку уже идет назначение губернаторов. К тому же очень часто возникает ситуация противостояния между этими главами из-за разной социальной политики в регионе и в городе". "Мне не раз приходилось наблюдать за тем, как в ущерб делу и интересам граждан происходит такое сложное "взаимодействие". Это разрушительная ситуация", - отметил парламентарий.

В связи с этим зампред комитета считает, что "если сегодня идет назначение губернатора, то он и должен быть той фигурой, которая предлагает кандидатуру мэра". "Нужно искать такую форму, которая позволит плавно перейти от избрания к выбору мэра через городскую Думу и с участием губернатора", - подытожил Александр Чуев.

"Если грамотно выстроить механизм управления, то мэры крупных городов, конечно же, должны назначаться", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Савельев.

Депутат отметил, что "одно дело трансформация правовой и избирательной системы, а другое дело - расправы, которые сейчас происходят над мэрами городов". "По всей видимости, таким способом их пытаются приручить и склонить к тому, чтобы они отражали не интересы своих избирателей, а ходили под ярмом олигархии и бюрократии. Поэтому надо расценивать нынешнюю ситуацию как противоправную деятельность под благовидным предлогом, которую якобы осуществляют правоохранительные органы", - убежден парламентарий.

"В целом, ситуацию, безусловно, надо менять, потому что кадровый провал в нынешней власти настолько очевиден, что нет необходимости впадать в глубокий анализ. Но вопрос в том, кого назначать? Будет ли это означать, что придут чистые, неподкупные люди с холодной головой и горячим сердцем?", - задался вопросом А.Савельев.

По мнению зампреда комитета, "развращенность бюрократической системы настолько глубока, что сейчас можно надеяться только на выступление избирательных процедур и на здравый смысл народа, который поправит эту ситуацию". "Если все отдать на откуп бюрократии, то они доведут, в том числе и местное самоуправление до полного упадка, как они довели "верхние этажи управления", - считает депутат.

"Я думаю, что нужно начинать с кадровой политики, которую верховная власть не ведет здравым образом, а потом уже только разбираться с тем, назначать или выбирать мэров крупных городов", - подытожил Андрей Савельев.

Автор: Сергей САХАРКОВ