Как Ростов реализует Жилищный кодекс?

06/02/2007 - 13:00
Читать u-f.ru на

В минувший четверг администрация Ростова-на-Дону подвела годовые итоги реализации на территории города основных положений Жилищного кодекса РФ (введен в действие Федеральным законом № 188 от 29 декабря 2004 года), который принципиально изменил систему взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Он стал фундаментом создания новых условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, в основе которых лежат экономические отношения собственников недвижимого имущества и равная ответственность государства и жильцов за содержание своей собственности. При этом собственник обязан в установленные законом сроки определиться в способе управления жильем, а органы местного самоуправления должны обеспечить равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.

С 1 января прошлого года в Ростове-на-Дону все муниципальные учреждения с функциями заказчика (МУФЗ) в сфере ЖКХ были реорганизованы в муниципальные учреждения «Дирекция муниципального имущества и благоустройства». Мэрия также приняла ряд нормативных документов («Положение о порядке представления интересов муниципального образования при выборе способа управления многоквартирным домом», «Порядок передачи многоквартирных домов в управление» и другие) и методических рекомендаций («Положение об организации управления общим имуществом многоквартирных домов», «Примерный договор управления общим имуществом многоквартирного дома», «Рекомендации по проведению общих собраний с собственниками жилых и нежилых помещений», «Устав товарищества собственников жилья») для собственников жилья и управляющих компаний.

При непосредственном участии районных дирекций муниципального имущества и благоустройства проведено более 2500 собраний с собственниками жилых помещений многоквартирных домов. В департаменте ЖКХ была организована «горячая линия» по вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества. Дважды в неделю специалистами департамента проводились консультации граждан по вопросам управления жилыми домами. В течение года руководителями и специалистами департамента ЖКХ и энергетики по этим вопросам было принято более 1500 человек. Оптимизированы интернет-странички департамента ЖКХ.

Финансовую составляющую процесса выбора форм управления жилфондом обеспечили выделение из бюджета 12,5 млн руб. (для изготовления техпаспортов на многоквартирные дома – их сегодня имеют более 70 % домов) и 35,3 млн руб. (на межевание земельных участков под многоквартирными домами – выполнено 80 % от потребности, завершение планируется к 1 мая 2007 года). Кроме того, удостоверения государственного образца об окончании курсов председателей и бухгалтеров за счет бюджета города в 2006 году получили 105 человек. На тех же основаниях в текущем году планируется обучить свыше 120 председателей и бухгалтеров действующих ТСЖ и ЖСК.

Таким образом, была создана организационно-правовая конструкция, позволяющая эффективно решать задачи, стоящие перед муниципалитетом в условиях нового жилищного законодательства. В результате этого по состоянию на 1 января 2007 года собственники 70 % общей площади многоквартирных домов города определились с выбором способа управления. В некоторых районах города этот показатель достиг 90 и даже 98 %. При этом доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих компаний, составляет 45,1 %, ТСЖ и ЖСК – 24,8 % общей площади многоквартирных домов. Непосредственную форму управления избрало 0,08 %.

В городе действуют 33 управляющие организации различных форм собственности, включая компании, обслуживающие исключительно дома-новостройки. Самоуправление жилищным фондом развивается с положительной динамикой. На сегодняшний день в городе зарегистрировано 879 ТСЖ и ЖСК. В 2006 году создано 71 ТСЖ, в том числе 36 ТСЖ - в существующем жилищном фонде и 35 - в домах-новостройках.

Главным фактором снижения расходов населения по оплате коммунальных услуг является развитие подомового и индивидуального приборного учета ресурсов и внедрения ресурсосберегающих технологий. Это и повсеместное установление внутриквартирных приборов учета потребления холодного и горячего водоснабжения, а также газа и установка общедомового узла учета тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепла - основное звено энергосбережения в системах централизованного теплоснабжения, позволяющее снижать платежи за тепловую энергию на 15 — 20 %.
Для дальнейшего улучшения ситуации ряд управляющих компаний использует новые формы работы: внедрение системы рейтинга между подрядными организациями для повышения качества обслуживания; организация «пилотного» проекта комплексного ресурсосбережения на многоквартирных домах, включающего в себя установку автоматизированной системы управления и диспетчеризации, а также применение энергосберегающего оборудования; установка приборов учета на тепловую энергию, водо- и газоснабжение.

(При подготовке материала использован доклад директора департамента ЖКХ Н.П. ШУЛЬГИ).

Автор: Сергей САХАРКОВ