"Дефицита продуктов и коррупции в торговле не избежать", - так считают первые лица российской цивилизованной торговли

03/12/2007 - 11:57
Читать u-f.ru на

Дефицита продуктов и коррупции в торговле не избежать, заявили первые лица российской цивилизованной торговли, которым Федеральная антимонопольная служба (ФАС) впервые публично представила проект отраслевого закона. Чиновникам, похоже, на это наплевать.

Проект закона об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ может быть принят новым составом Госдумы уже весной 2008. Основные его статьи сводятся к тому, что государство в лице чиновников ФАС будет определять, кто из крупных сетей доминирует на оптовом и розничном рынке, а такжже пресекать тех, чей рост чрезмерный.

"Подрезать" сети будут, если доминанта ритейловой компании на оптовом рынке будет до 15%, а не 35%, как раньше. Для материнской компании, управляющей тремя дочками, этот порог будет до 20%. Пятью - до 30%.

На розничном рынке порог доминирования предполагается сделать до 35%. Все ритейлеры, имеющие более высокую долю рынка, смогут увеличить ее только с разрешения ФАС.

Все эти ограничения приведут к проблемам с товарами, считает совладелец и гендиректор крупнейшей в России по количеству магазинов сети "Магнит". Сергей Галицкий, которого цитирует "Коммерсант". Рост цен на продукты питания, по мнению Галицкого, связан с ростом цен на сельхозпродукцию. Сети дают лишь торговую наценку.

В "Магните" норма прибыли - 3%, а у поставщиков и производителей - в разы больше. Галицкий считает, что у сетей с поставщиками нет конфликта, ради разрешения которого и затевался новый проект закона о торговле. Сети, по словам главы "Магнита" не берут лишь те продукты, по которым потери выше, чем выручка. А за хорошими поставщиками "сами бегают". Кроме того, уже введенное ограничение наценок на куриные яйца до 5% - полное издевательство, так как уровень боя составляет 4%.

Общее мнение представителей бизнеса, который на обсуждении проекта торгового закона в ФАС был представлен ассоциациями: РАТЭК (отстаивает интересы производителей и продавцов электроники), ОПОРА России (частное предпринимательство) и сети "Седьмой континент": государство стремится приблизить цивилизованную торговлю к концу честного бизнеса, возврат в СССР, создание коррупционных барьеров, которые в итоге аукнутся еще более высокими ценами на потребительские товары и к дефициту.

На это чиновники Министерства экономразвития и торговли РФ в лице начальницы отдела по регулированию внутренней торговли Надежды Кузнецовой отреагировали так: министерство начинает ежедневные совещания для обсуждения проекта закона.

P.S. Тему продолжают обсуждать в кулуарах сетевого торгового бизнеса:

"Мы внимательно проштудировали законопроект о торговле, который нам прислали, кстати, не чиновники ФАС или МЭРТ, а журналисты. И ничего там не поняли из-за его мягко говоря, сырости. Этот вопрос не обсуждается в открытую за столами с чиновниками, так как ритейлеры боятся сказать что-то лишнее", признался на условиях анонимности топ-менеджер одной из известных в Москве торговых сетей.

Простой пример: Аuchan Мытищи и Аuchan Алтуфьево, располагаются
практически в одном муниципальном округе – в Мытищинском районе. Закупается в них подавляющее число жителей Москвы. Но эти Аuchan не в Москве же по документам значатся. В таком случае ФАС, исходя из законопроекта, определит, что эти два Аuchan располагаются в Мытищинском районе и имеют абсолютное доминирование на рынке муниципального образования. Где тут логика?

Другой пример: центр Москвы. В некоторых его районах есть один рынок - базар и два сетевых магазина одной компании и один другой. Как тут чиновники будут считать долю базарного рынка, где весь бизнес непрозрачный? И, естественно, определят, что доминирует прозрачная компания, которая имеет два магазина. А издержки Садового кольца никто считать не будет. В один только магазин, который берется в аренду в Центре Москвы, вкладывается порой до $4 -5 млн, которые, о, отбиваются ой, как не быстро.

Понятно, что все это делается накануне выборов, мол, государство борется с инфляцией цен на продукты питания. Списки 150 социально значимых продуктов написали. А, почему же не написали, какие из этих продуктов, по каким ГОСТам, составу и другим критериям качества являются социальными? Белый хлеб можно готовить и на чахлом заводике, типа гаража из самой низкосортной муки и - на лучших хлебопекарнях Франции. Это, что новая, как во времена СССР уравниловка? Снова возвращаемся к кильке в томате и ливерной колбасе?

И вообще непонятно, зачем подняли весь сыр-бор с доминированием российских цивилизованных торговых сетей, если их доля в общем объеме торговли не превышает 9 -10%. А дают они треть ВВП страны. Зачем они хотят зарубить молодую развивающуюся "дойную корову", первая из которых – "Седьмой континент" открылась в России всего 13 лет назад? Нет ответа. Вернее есть: создается новая чиновничья кормушка.

Автор: Сергей САХАРКОВ