Керченский пролив: после баллов

11/29/2007 - 09:38

Итогом штормового ветра, в Керченском проливе достигавшего скорости 32 метров в секунду, и волнения моря шесть-семь баллов при высоте волны пять-шесть метров, стали крушение и повреждение 13 судов. В результате в море вылилось около 2000 тонн мазута, в воду попало около 6800 тонн технической серы. Спасены 35 членов экипажей, обнаружены тела четверых погибших, судьба четырех человек неизвестна. Общая площадь разлива нефтепродуктов в Керченском проливе из-за катастрофы судов превысила 100 квадратных километров. В затонувшем танкере «Волгонефть-139» остается до 900 тонн мазута.
За сухими цифрами не только непоправимая трагедия, в результате которой погибли люди, но и экологическая катастрофа, которая, по мнению экологов, аукнется на побережье Азовского и Черного морей и через год, и через пятнадцать лет. (Читайте «ЮФ» № 40, ноябрь,2007 г.) Различные госведомства, эксперты и экологи уже дали оценку произошедшей трагедии. И она могла быть и менее катастрофичной, и более страшной (во время шторма в этом районе скопилось порядка 150 судов, груженных мазутом, серой и зерном). Если бы…

Если бы руководство, в частности капитан порта «Кавказ», грамотно координировал действия во время шторма. Если бы капитаны судов, получившие предупреждения синоптиков о надвигающейся опасности, приняли все меры к спасению судов и экипажей.
Руководитель Госморспасслужбы Минтранса России Анатолий Янчук видит в разыгравшейся трагедии в районе Керченского пролива три причины, приведшие к гибели людей и авариям судов:
«Во-первых, необходимо учитывать внезапное ухудшение погоды. К сожалению, у нас пока не научились точно давать прогноз погоды и это подтверждают факты морских аварий. Вторая – состояние судов, их характеристики, вплоть до технического обслуживания судовых машин. Третья – человеческий фактор и принятие управленческих решений».

Для решения технических вопросов и взаимодействия между портами «Кавказ» и «Керчь» созданы и продолжают работать российская и украинская рабочие группы. ФГУ «Госморспасслужба России» и ВМФ России поручено согласовать почасовой план-график подъема носовой части танкера «Волгонефть-139» с завершением работ до 26 ноября. Синоптики прогнозировали благоприятную погоду в этом районе до 27 ноября. Однако их прогнозы не оправдались, и 26 ноября спасательные работы были отложены из-за очередного шторма.
В настоящее время с береговой линии Азовского моря собрано почти 26 тысяч тонн нефтесодержащих отходов. Собрано и утилизировано более пяти тысяч погибших птиц. Всего же, по оценкам экологов и орнитологов, в районе кораблекрушения и разлива мазута уже погибло до 30 тысяч и примерно столько же может погибнуть перелетных и зимующих на побережье Азова птиц.
По поручению главы Минприроды Юрия Трутнева Росприроднадзор обратится с исками в суд по месту нахождения компаний-судовладельцев для взыскания в пользу государства ущерба, причиненного окружающей среде. Также Минприроды России будет просить суд привлечь в качестве соответчиков по данным делам и страховые компании.
«Волгонефть-138», «Волгонефть-139»...
Тем временем, руководство Росморречфлота Минтранса России, в частности заместитель председателя Межведомственной комиссии по ликвидации последствий ЧС в Керченском проливе и выяснению причин морских аварий Александр Давыденко, отметил, что главным приоритетом в судоходстве является безопасность мореплавания. Он подчеркнул, что каждая баржа должна следовать в порт назначения в сопровождении буксира и что на вопросах безопасности мореплавания экономить нельзя. (Как будто в сказанном было что-то новое для капитанов и топ-менеджеров компаний…)
Вопрос в том, кто и как контролирует выход судов в море? И кто из состава экипажа откажется выполнять команды вышестоящего руководства, каким бы он ни был профессионалом? И какие профессионалы остались в той же судоходной компании ОАО «Пароходство «Волготанкер», если она – банкрот и менеджеры компании решают совершенно иные задачи?..
ЧП с судами «Волготанкера» в акватории Азова – не единичный случай. В сентябре 2001 года в 17 милях от порта Ейск танкер «Волгонефть-138», следовавший в Керчь, на борту которого находилось почти 500 тонн нефти, столкнулся с сухогрузом «Лилия», следовавшим в порт Ростов. В результате в корпусе танкера образовалась пробоина площадью около четырех метров, из которой в море вылились тонны сырой нефти. Вряд ли кто-то сегодня вспомнил то происшествие, также немало навредившее экологии моря. Однако тенденция к ЧП с участием компании «Волготанкер», как показало кораблекрушение 11 ноября, продолжилась.
В ходе расследования катастрофы с танкером «Волгонефть-139» еще ни один эксперт не назвал год схода его со стапелей и насколько он был модернизирован или переоборудован, насколько нова в эксплуатации его навигационная система, сколько нефти он может перевозить и сколько вез на самом деле.
Сегодня может вызывать сомнение и факт принадлежности танкера вышеназванному пароходству. Известно, что крупнейший перевозчик «Волготанкер», бывший партнер ЮКОСа, – банкрот. Тогда кому будут выставляться счета? 353 судна, принадлежащих «Волготанкеру», находились под арестом и пропустили два сезона навигации. Лишь в августе этого года арест с его судов был снят. По мнению экспертов, сегодня флот «Волготанкера» находится в плачевном состоянии. Что и подтвердила катастрофа 11 ноября, когда пятиметровая волна поломала «ржавую посудину» пополам. Кто эксплуатировал танкер и кому в этом случае будут предъявлены иски?
Как бы там ни было, пока идет расследование, ФС по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта разосланы телеграммы капитанам портов РФ, в которых говорится, что до выяснения причин гибели судов в Керченском проливе и окончания расследования выход судов речного Регистра проектов 576 и 2188 в морские акватории запрещен.
300 миллиардов на Азов и 300 – на Сочи!
Предварительный ущерб от экологической катастрофы в Керченском проливе уже оценивается в 304 миллиарда рублей. (На Олимпиаду 2014 года предусмотрено чуть больше.) Такие данные привел начальник Азово-Черноморского территориального управления Госкомрыболовства Николай БЕЗИРГАНИН. По его словам, эта сумма включает в себя не только непосредственный ущерб от катастрофы, но и последствия, устранять которые придется в ближайшие десять лет. Вместе с тем он не исключил, что сумма ущерба может и увеличиться. При этом в региональном управлении Госкомрыболовства считают, что применение детергентов (химических веществ, используемых как моющее средство) лишь вдвое увеличит ущерб, наносимый водно-биологическим ресурсам, поскольку увеличит площадь распространения нефтепродуктов.
Между тем территория, подвергшаяся загрязнению, является заповедной. Вся коса Чушка входит в состав особо охраняемых территорий, имеющих федеральное значение (соответствующее распоряжение Правительства РФ вышло в 1996 году). Этот заказник был создан прежде всего для охраны зимующих здесь птиц...
По мнению координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрея РУДОМАХИ, причину катастрофы надо искать в том, что в Керченском проливе в 1999 году в составе российского порта «Кавказ» был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс (район) «Таманский» – фактически новый «плавучий» нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений с маломерных судов на крупнотоннажные. Украинский порт Керчь также начал подобную рейдовую перевалку. В результате в Керченском проливе на рейде постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. Причем ни в порту «Кавказ», ни в Керченском порту не были организованы эффективные системы ликвидации аварийных разливов нефти, порты не были обеспечены необходимыми техническими средствами для сбора разлившихся нефтепродуктов.
О негативном влиянии экологической катастрофы на биоресурсы моря говорят и ученые Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. По их мнению, прямой ущерб, нанесенный водной биосреде в Азовском море от воздействия нефтепродуктов, которые сейчас на дне, по предварительным подсчетам, составит около 20 миллиардов рублей.
Ученые из АзНИИРХ считают, что если сейчас мазут не вступает в реакцию с морской водой из-за ее низкой температуры и насыщенности кислородом, то весной, когда вода прогреется, последствия катастрофы проявятся в полной мере. Это грозит не только гибелью взрослых рыб, но и нарушением репродукции, которая существенно снизит количество и без того немногочисленных популяций рыб. Кроме того, нарушатся традиционные пути и сроки нагульных, зимовальных и нерестовых миграций рыб через загрязненный район. На определенное время значительная часть акватории и береговой полосы будет непригодна для промысла, снизятся показатели кормовой базы рыб, пострадают и донные биоценозы: уменьшатся запасы экономически ценных моллюсков.
Альтернативные курорты?..
Сопредседатель международной экологической группы «Экозащита» Владимир СЛИВЯК считает, что и без того тяжелое экологическое состояние Азовского моря, в котором затруднены процессы аэрации (насыщения кислородом), может стать просто «безнадежным». Загрязнение вод тяжелыми элементами углеводорода приведет к серьезному недостатку кислорода в воде. Катастрофа скажется и на рыболовецком хозяйстве региона, так как ближайшие несколько лет рыба в море будет отравлена токсичными нефтепродуктами.
Последствия урагана, вероятно, заставят задуматься и проектировщиков объектов предстоящих зимних Олимпийских игр в Сочи. Волны, обрушившиеся на пляжи Имеретинской низменности, где планируется размещение Олимпийской деревни и комплекса ледовых дворцов, смыли уже построенные технические сооружения, которые предполагалось использовать при возведении олимпийских зданий. Шторм, достигавший в Сочи семи баллов, показал, насколько продуманным должно быть строительство марин и искусственных островов, которые также планируется сделать к Олимпийским играм.
Экологическая катастрофа существенным образом отразится и на туристической отрасли Кубани, в первую очередь. Вряд ли отдыхающих привлекут мазутные «грязи» Азовского побережья.
Тем временем, туристам, привыкшим отдыхать в Сочи, власти Краснодарского края могут предложить альтернативные курорты. По их мнению, из-за роста цен, возникшего в ходе подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года, «люди, которые отдыхали в Сочи, могут отказаться от посещения региона». Для них готовятся альтернативные варианты, передает ИТАР-ТАСС. Руководство региона считает, что «в пляжном отдыхе достойную конкуренцию Сочи может составить Геленджик, а альтернативой горнолыжного курорта на Красной Поляне станет Лагонаки». Огромное будущее для туризма кубанское руководство видит в Азовском побережье, потенциал которого на настоящий момент используется только на 15-20 процентов…
Светлана ЮЖАНИНА
Р.S. Ежегодно Россия экспортирует более 300 миллионов тонн нефти из добываемых 400 миллионов тонн, используя преимущественно старые танкеры. Следующий розлив нефтепродуктов, по мнению экологов, можно ожидать в Баренцевом море, где количество перевозок нефти растет с каждым годом, на Дальнем Востоке, куда начинают транспортировать нефть с Сахалина, на Балтике, где используются старые нефтеналивные суда, приобретаемые по большей части в Европе, где сняты с эксплуатации старые однокорпусные суда. Черное море становится все более опасным с экологической точки зрения из-за растущего экспорта нефти. Ежегодно в Новороссийск отправляется свыше 60 миллионов тонн нефти. Мы можем полностью потерять Черное море, если будем ориентировать его только на экспорт нефтепродуктов, считают эксперты.

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: