Куда девать полпредов?

05/10/2007 - 10:19
Читать u-f.ru на

Многие СМИ озаботились судьбою института полпредов.
«Ведомости» пишут, что во вторник В.Путин отправил в отставку дальневосточного полпреда К.Исхакова. А вчера стало известно, что он назначен пятым заместителем министра регионального развития Д.Козака. Кто сменит его на посту полпреда, Исхаков сказать затруднился, отметив, что пока и. о. полпреда в округе работает его заместитель Г.Апанасенко. Похожая ситуация в южном полпредстве: после ухода Козака его обязанности исполняет руководитель аппарата, бывший председатель правительства Ростовской области В.Анпилогов. На должность южного полпреда в «Единой России» прочат вице-спикера Госдумы В.Катренко, который уступил лидерство в группе партийного списка по Ставропольскому краю С.Шойгу. Но пресс-служба вице-спикера эти данные опровергает. Институт полпредов во многом исчерпал себя, в Кремле обсуждаются варианты его реформирования, подтвердили «Ведомостям» сразу два высокопоставленных источника — в администрации Президента и в правительстве. Еще летом одна из концепций предполагала появление в Белом доме должности вице-премьера, отвечающего за регионы, а остальных полпредов планировалось пристроить в министерства, говорит правительственный чиновник. Но окончательное решение о том, что делать с полпредами, пока не принято, отмечает высокопоставленный источник в администрации Президента. По его словам, нынешние вакантные должности будут замещены. А институт полпредов скорее всего будет реформирован, но не в ближайшее время. С.Собянин на съезде «Единой России» 1 октября на многочисленные вопросы о судьбе полпредов с иронией заявил, что мудрить не будут, а оставшихся трудоустроят в Минрегион заместителями Козака, пересказывает один из делегатов съезда. Но, когда спустя два дня стало известно, что Исхаков отправлен к Козаку, все поняли, что в словах Собянина лишь доля шутки. Институт полпредов выполнил поставленные задачи, рычагов влияния у них фактически не осталось, говорит политолог А.Кынев. «Вопрос с полпредами будет решаться уже после президентских выборов», — считает правительственный источник. «Упразднять нас будут после 2 марта», — солидарен с ним источник в дальневосточном полпредстве. В любом случае в регионах останутся федеральные надзиратели, но их функции ограничат мониторингом ситуации, считает Кынев.
«Труд» вторит, что на самом высоком уровне рассматривается вопрос о кардинальном реформировании института президентских полпредов. Как один из вариантов рассматривается их фактическое переподчинение Министерству регионального развития. По мнению политолога Д.Орешкина, институт полпредов – это место, где мало что решается. Не исключен вариант превращения аппарата в структуру Минрегиона, возможно все перестроят под Козака, потому что в администрации не хватает ресурсов всем этим заниматься. Для меня структурный вывод один – институт полпредов в федеральных округах вызывает всё меньший восторг у самой администрации. Впрочем, В.Путин вряд ли пойдет на ликвидацию института – ему нужны дополнительные координирующие люди во время избирательной кампании. В резиденции южного полпреда обстановка выглядит внешне спокойной. Сотрудники говорят: «Мы продолжаем выполнять те задачи, которые поставил перед нами Дмитрий Николаевич». И все же сотрудники старательно избегают темы нового назначения не только с прессой, но и между собой, в коллективе: «Понимаешь, лишнее слово любому из нас может стоить карьеры».
РБК daily рассуждает, что в России де-факто ликвидируется институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Об этом свидетельствует вчерашнее назначение полпреда К.Исхакова в Министерство регионального развития под начало другого бывшего полпреда Д.Козака. Эксперты считают, что «порученцы Президента» справились с задачей подавления региональной фронды, кроме того, значительная часть их полномочий перешла к Минрегиону и потому надобность в самих полпредах отпадает. Фактически Минрегион берет на себя самую весомую часть полномочий полпредства — контроль за финансовыми потоками регионов. А сами полпредства превращаются в избыточную структуру в системе исполнительной власти. По информации эксперта, ликвидация института полпредов была обещана губернаторам еще в 2004 году, как компенсационная мера за упразднение прямых выборов. Но к реализации этого обещания Кремль приступил только сейчас. «Де-юре полпреды доработают до конца второго срока полномочий Путина, но де-факто наиболее яркие полпреды будут интегрированы в правительство», — полагает президент Института национальной стратегии С.Белковский.
«Время новостей» резюмирует, что уход ключевого полпреда в Минрегион вовсе не обязательно означает скорую ликвидацию полпредств как таковых, передачу их функций в «министерство Козака» и превращение окружных аппаратов в территориальные управления. Но не исключено, что идея федеральных округов уже утратила в глазах кремлевских стратегов свою привлекательность. В конце концов, одно суперминистерство, занятое отношениями Москвы с провинциями, лучше отвечает унитаристской по сути идее вертикали власти, чем семь «проконсулов». Опасность, что слишком мощная вертикаль может в конечном счете проткнуть обветшалую ткань российской государственности, явно не принимается во внимание политиками, у которых вызывает аллергию одно упоминание о ельцинском призыве к регионам «брать суверенитета, сколько могут унести». Многое о ближайших перспективах российского государственного устройства станет понятно после назначения преемников Козака и Исхакова - если оно все-таки состоится. Если, к примеру, на месте Козака в Ростове окажется кто-то из харизматичных силовиков, история Южного федерального округа вполне может засверкать самыми неожиданными красками.

Автор: Сергей САХАРКОВ