На веслах в десятый век

31/07/2006 - 11:28
Читать u-f.ru на

По тысячелетним следам дружины князя Святослава через всю Русь-матушку идет ладья «Русич»

Славянская ладья «Русич» построена по уцелевшим чертежам десятого века. Ни единого отступления. Этой красавицей, который день бороздящей матушку-Волгу, нельзя не любоваться. Александр Кислов рассказывает: «Вчера какой-то юный волгоградец, лет двенадцать мальчугану, не больше, подбежал и огорошил меня. Спрашивает: дядя, вы из сказки? А мы действительно пытаемся донести до наших современников историю Древней Руси, ее былины…» Короткая стоянка, и уже отданы швартовы. Прямой парус по зычной команде поднимает вся команда «Русича». Иначе нельзя — тяжелая поперечная рея может запутаться на ветру в снастях. Эх, накаркали! Саша Кислов кричит: «Блок запутался, за тали его заводи!» Завели. Штурман Илья Подгорных декламирует отрывок из «Одиссеи» Гомера: «Бодрых гребцов возбуждая, велел Телемах им скорее Снасти устроить; ему повинуясь, сосновую мачту подняли разом они и, глубоко в гнездо водрузивши, В нем утвердили ее…» Прощай, гостеприимный Волгоград, впереди Каспийское море. Илья дружелюбно поясняет сухопутному репортеру:

— Полтора месяца идем от самого Петрозаводска. Чаще всего мы идем, конечно, под парусом. Тишина, красота, благодать. Но когда ветра нет, приходится, так сказать, спускать весла на воду. Каждое весит до 35 килограммов. Попробуй таким помахать! Тут начинается настоящая мужская работа. Мы долго тренировались, к нагрузкам привыкали дозировано. Незакаленному новичку у весла долго не выдержать. Любой силач через пару часов, вымотавшись, валится с ног. Кстати, грести нам приходится… стоя. Пробовали сидя, но так — еще тяжелее. Для синхронной гребли команды не нужны. Их заменяет бодрящий скрип весел.

По каждому борту четыре гребца, плюс те, кто отдыхает от вахты, да кормчий. Это и определило количество участников экспедиции — восемнадцать человек. Один к одному. Саша Синельник (брат руководителя экспедиции) говорит:

— Видите, как с берега смотрят на нас! Это и неудивительно. Внимание привлекает сама по себе ладья. Да и экипаж старается не ударить в грязь, то есть в волну, лицом. Мы очень бережно относимся к укладу десятого века. Воссоздали все, что можно, — одежду, обувь, головные уборы. Даже посуда и продукты питания подобраны те, что были (или могли быть) у наших далеких предков. В основном это каши и овощи, а также квас.

Неугомонный Александр Кислов, смахнув со лба капли трудового пота, помогает нам заполнить странички журналистского блокнота.

— Длинные весла на нашем «Русиче», — говорит он, — это не только тяжелый труд, но и веселое развлечение. Когда пришвартовались у волгоградской набережной, поглазеть на нас собралась чуть ли не половина города. Фотографировали, расспрашивали, удивлялись. Мы предложили им забаву — «прогуляться» по веслам над волжской водой. Нашлись смельчаки. Тому, кто держится ближе к борту, проще. А у самых лопастей передвигаться очень тяжело, почти невозможно. Смотрим, один бухнулся в реку! Все хохочут, помогают выбраться на сушу.

У диктофона морской волк — руководитель экспедиции Сергей Синельник:

— Экспедиция старается повторить великий торговый путь от Петрозаводска до Ирана (это примерно 1000 километров), идем через всю Русь-матушку. Примерно тысячу лет назад здесь прошел князь Святослав со своей славной дружиной. Он развивал торговлю, воевал, ставил крепости. Задача команды «Русича» попроще и все-таки… попробуйте «помахать» веслом в 35 килограммов от рассвета до заката! Руки отвалятся… Но пройдено уже больше половины великого волжского пути.

Ладья оснащена и мощным двигателем — «на всякий пожарный!» Без него судоходная инспекция просто не разрешила бы выйти в плавание. Но пока обходились без его «дьявольской силы».
Прощаясь, Сергей Синельник сказал:

— Мы хотим не просто пройти волжский путь, а пережить то, что пережили путешественники тысячу лет назад. Впереди нас ждет последний и самый трудный этап — Каспийское море. На Каспие часто бывает высокая волна, а мы пока шли только по рекам. Впереди суровая проверка на боковую и килевую качку. Проверка для ладьи и экипажа.

Нам остается помахать рукой и пожелать традиционное: семь футов под килем!..

Автор: Сергей САХАРКОВ