В ЮЖНОМ НЕБЕ РАБОТЫ ХВАТИТ ВСЕМ

17/05/2006 - 21:29
Читать u-f.ru на

ОНИ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА СЛЕТЕЛИСЬ — НЕ ТОЛЬКО ИЗ РОСТОВА-НА-ДОНУ, НО И ИЗ МОСКВЫ И КРАСНОДАРА.
Оживленная дискуссия выявила немало противоречий, в значительной мере влияющих на развитие отрасли. К самым сложным, краеугольным для гражданской авиации и авиаперевозкам пассажиров — что нас волнует, понятно, в первую очередь — продолжают оставаться рост тарифов и старение самолетного парка.
Как подчеркнул руководитель Южного окружного управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта РФ Владимир Литвин, из общего количества самолетов и вертолетов, которыми располагают авиакомпании Юга России, значительная часть устарела и физически, и морально. Авиационная техника практически не обновляется, а средний возраст воздушных судов авиапредприятий — более 20 лет. В связи с этим он постоянно сокращается — если на конец 2001 года на балансе авиакомпаний управления числилось 303 воздушных судна, то к началу года нынешнего их осталось 225, из которых в сфере транспортных перевозок используется 41. Так что серьезно стоит проблема переоснащения парка воздушных судов вообще и в том числе — на более экономичные.
Однако «накоплению» средств на закупку и лизинг новых самолетов мешают в первую очередь тарифные барьеры. Как отметил В. Литвин, попытки авиапредприятий снизить авиационные тарифы и сборы безуспешны, так как повышение себестоимости перевозок, авиаработ и услуг вызвано ростом цен на авиационное топливо, доля которого в себестоимости рейсов составляет около 50 процентов. На сегодняшний день стоимость керосина по сравнению с 2001 годом в среднем по региону выросла с 6 790 рублей до 16 350 рублей, то есть в 2,4 раза. При этом в связи с неуклонным ростом цены авиатоплива в расходах авиакомпаний четко прослеживается тенденция увеличения его доли и к росту авиационных тарифов.
Однако, тем не менее, число тех, кто предпочитает в первую очередь скорость, продолжает расти. Хотя, конечно, нынешняя «пассажирская статистика» очень далека от относительно недавних времен. Наивысших результатов в авиатранспортных перевозках гражданская авиация Южного региона достигла в 1987 году — тогда было отправлено10,7 миллиона пассажиров. К нынешнему времени удалось довести этот показатель до 2,25 миллиона пассажиров в 2005 году, но разница все равно составляет пока 4,7 раза. Хотя по сравнению с тем же 2001 годом число отправок выросло почти на полмиллиона.
Сегодня авиационные пассажирские перевозки на Юге выполняют многие отечественные и зарубежные авиакомпании. Среди них — шесть базирующихся в округе. Это «Аэрофлот-Дон», «Авиалинии Кубани» (две эти компании выполняют до 70 % общего объема работ авиаторов Юга), «Волга-Авиаэкспресс», лизинговая авиакомпания «Алания» (Владикавказ), «Авиалинии Дагестана», «Эльбрус – Авиа» (Нальчик). Еще 26 авиакомпаний действуют в сфере обслуживания отраслей экономики.
Как заметил В. Литвин, в 2005 годк в Южном федеральном округе при отправках 2,25 миллиона пассажиров в год приходится около 2,7 миллиона пассажиромест. Это свидетельствует о том, что в округе предприятия гражданской авиации способны удовлетворить потребности экономики и населения в авиаперевозках, авиаработах и услугах.

Автор: Сергей САХАРКОВ