ЮГ РОССИИ: ОПАЗДЫВАТЬ БОЛЬШЕ НЕЛЬЗЯ

17/05/2006 - 21:29
Читать u-f.ru на

Президент России Владимир Путин на недавней ежегодной пресс-конференции в контексте национальных проектов и задач развития страны выделил два, если так можно выразиться, «географических» государственных приоритета — Дальний Восток и Северный Кавказ.
И хотя эти регионы объединены в одной фразе, понятно, что подходы и цели в отношении к ним совершенно различны. Необъятный Дальний Восток с его огромным потенциалом как в ближней, так и в среднесрочной перспективе требует, так сказать, «точечного» подхода. То есть в первую очередь определения и развития экономических «узлов», вокруг и на базе которых будет создаваться необходимая инфраструктура.
На Северном Кавказе, и на Юге России в целом ситуация совсем иная. Он вполне достаточно, а кое-где и переизбыточно населен, возможности его изучены, да и как приоритет он выбран явно совсем по иным причинам. В стратегию его развития активно вмешивается геополитика, становящаяся в определенных ситуациях едва ли не основным фактором при разработке и осуществлении экономических и социальных планов.
Впрочем, все мы хорошо знаем, что вниманием федерального центра Юг России в последние годы вовсе не обделен. Скорее, наоборот — существующие здесь острые проблемы постоянно пытаются решать самыми разными методами. Предлагаемых и ранее, и сейчас вариантов множество, однако ни одному из них не удалось пока стать, так сказать, всеобъемлющим, ни один проект не смог сочетать действенного решения социальных и экономических вопросов.
Юг — регион во всех отношениях особый. Он (о чем, кстати, не раз уже писал «Южный Федеральный») является стратегическим перекрестьем транспортных коридоров Север — Юг и Запад — Восток, во многом определяющих пути развития евразийской экономики и политики, и в силу этого — ключевым звеном, связывающим Россию со странами — партнерами по ШОС, с перспективными азиатскими субрегионами. В этом контексте, говоря о ЮФО, нельзя не учитывать и важнейшую проблему Каспия, планов разработки его шельфа и транспортировки нефтяных и газовых запасов прикаспийских государств.
Вместе с тем, южное подбрюшье России продолжает оставаться наиболее сложным очагом социальной, да и политической напряженности. Не затухают попытки дестабилизировать обстановку на Юге руками международного терроризма, воинствующего религиозного радикализма. И нельзя закрывать глаза на то, что такие усилия недругов России имеют под собой определенную почву.
Всем ясно, что предпосылки к этому — бедность, безработицу, резкую социальную расслоенность, коррупцию — можно преодолеть лишь с помощью экономических механизмов. А для этого нужны долгосрочные, целенаправленные и комплексные усилия. Так что первостепенное внимание к Югу России, еще раз обозначенное Владимиром Путиным, вполне оправданно и понятно. И предпринятые в последнее время политические шаги должны быть подкреплены реальными экономическими действиями.
В наступившем 2006 году началась реализация грандиозной программы четырех национальных проектов. В каждом из них Югу России, его республикам, краям и областям уделено немало внимания. Однако нельзя не признать, что Южный федеральный округ в сегодняшней жизни страны настолько важен, что требует особого отношения. При этом необходимо учитывать, что он развивается в очень противоречивых экономических условиях.
Внутри региона мы наблюдаем резкую дифференциацию. Развитая экономика Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей соседствует с республиками Северного Кавказа, являющимися главными реципиентами федерального центра, получающими из него от 50 до 85 процентов своего бюджета. До сих пор уровень жизни населения ЮФО продолжает оставаться самым низким в стране. Среднедушевые доходы населения округа составляют немногим более 70 процентов от сложившегося в среднем по стране уровня. Но и внутри самого ЮФО наблюдается значительный дисбаланс. Так, если Ростовская область относительно близка к среднероссийскому показателю, то в Адыгее, Калмыкии, Ингушетии среднедушевые доходы в два — три раза меньше, чем в среднем по России.
Нельзя забывать и то, что ЮФО — это единственный в стране регион, имеющий в ряде субъектов с одной стороны — стабильный прирост населения, а с другой — отсутствие источников развития налоговой базы. Все это требует самого серьезного отношения к развитию ситуации на Юге страны, имеющем значительный потенциал и тенденции к устойчивому развитию.
В связи с этим в последнее время среди многих специалистов, руководителей, ученых, представителей местного депутатского корпуса укрепляется вполне обоснованное мнение, что Югу России настоятельная необходима принципиально новая, комплексная программа социально-экономического развития, имеющая статус национального проекта. Еще в конце прошлого года такой осведомленный, опытный и авторитетный эксперт, как руководитель Ростовского облстата Владимир Емельянов отмечал, что проблемы Юга России по отдельности, — например, только через планы силовиков, или развития капитального строительства, или строительства дорог и так далее — решить нельзя. Политические вопросы в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, других регионах Северного Кавказа надо решать, создавая там источники экономического развития, заняв население и сформировав собственную налоговую базу, которой сейчас нет, иначе в условиях ограниченности ресурсов люди будут заниматься их переделом. Только разработка комплексной программы для региона может изменить ситуацию.
По его (да и не только его) мнению, такой документ крайне необходим для решения социально-экономических и политических проблем ЮФО, которые влияют не только на ситуацию в стране, но и на имидж России. Программа эта может стать залогом стабильности в стране, и оптимальным было бы принять и ввести ее в действие до выборов 2007 — 2008 годов.
Основная проблема Юга — раскоординированность экономических механизмов. Поэтому необходим принципиально новый национальный комплексный проект «Юг России», обязательно скоординированный с другими национальными проектами.
Опаздывать на Юге России больше нельзя. Необходимо играть на опережение.

Автор: Сергей САХАРКОВ