«Нам необходимы университеты экстракласса!»

22/11/2006 - 14:13
Читать u-f.ru на

О реформе образования, о нацпроекте, о создании ЮФУ… Вчера на базе ГТРК Дон-ТР прошла очередная Интернет-видеоконференция для ростовских журналистов, и посвящена она была проблемам образования в России. На связи из столицы был научный руководитель Федерального института развития образования Евгений Сабуров.

Стоит отметить, что эксперт достаточно высокого мнения о том образовании, которое дают на юге России. Журналистов интересовало все: от начального до поствузовского образования. И особенно - мнение эксперта в связи с нынешней реформой образования. Евгений Сабуров уточнил, что в любом государстве реформа образования ведется постоянно:

- Есть федеральная целевая программа развития образования. Там сосредоточены огромные деньги (наша страна на образование тратит очень много). Что касается нацпроекта, то это отдельный проект, отдельная задумка. Конечно, хочется, чтобы она принесла эффект. Но в любом случае серьезно нацпроект положения не улучшит. Методика в нашей стране испокон веков такая: давать деньги лучшим в системе образования. Вот в Финляндии дают деньги худшим на развитие, они их вытягивают на достойный уровень.

ЕГЭ Евгений Сабуров одобряет. Но вот то, как оно проводится, считает неприемлемым: в стране нет опыта проведения тестирования, такого, как, скажем в США, что и приводит ко всевозможным перегибам и казусам. А за созданием национальных университетов он следит с благожелательным вниманием.

- Если это поможет какому-то вузу встать на ноги, если это сможет подтянуть уровень некоторых из них, то это очень хорошо. Нам необходимы университеты экстракласса, а у нас их, к сожалению, слишком мало для такой большой страны. Я не занимаюсь сам этим проектом, но слежу с благожелательным вниманием. Опасностей очень много. Насколько я знаю, там такая отчетность!.. Я знаю проректоров, которые выключились из жизни: он каждую неделю должен сдавать отчет о потраченной копейке.

Но радоваться, говорит он, пока нечему. В ближайшее время мы столкнемся с целым рядом проблем, потому что система образования, которая сложилась за последние десятилетия, сильно устарела, она слабо реагирует на те изменения, которые произошли в нашем обществе за последнее время:

- Система образования, которая сейчас существует, она создавалась в годы войны, в 50-е годы. И она была приспособлена для такой линии: все должны были получить 7-летнее образование. 30 % шло в старшую школу, и где-то 7 % шло в высшее образование. И для такой селекции система была более или менее приспособлена. Было более углубленное обучение в старших классах школы каких-то предметов, которые готовили в вуз ребенка, и человек ориентировался на это. А сейчас мы вновь демонстрируем, что мы – страна чудес, и мы демонстрируем то, что в мире нигде не происходит. 90 % и больше от когорты поколенческой хочет получить высшее образование. Естественно, что бюджет с этим справиться не может. Разрешили платное образование, но и на коммерческие места сейчас конкурс. И я теряюсь в догадках: а откуда такой спрос на высшее образование? Но важно следующее: высшее образование становится «массовым всеобщим». И тогда система должна быть другой, нежели та, что есть сейчас. Эта – не приспособлена. И вообще: высшее образование, это какое: профессиональное или общее? Для чего оно дается? Только ли для приобретения навыков работы? За рубежом уже давно поняли, что оно формирует потребителя для рыночного общества.

Автор: Сергей САХАРКОВ