«Мы не имеем права потерять и этих детей…»

13/11/2006 - 16:22
Читать u-f.ru на

Представители власти и некоммерческие организации (НКО) Чеченской Республики и Республики Ингушетия объединяют усилия для решения проблем в области образования.

В городе Назрань, республика Ингушетия, прошел круглый стол, посвященный взаимодействию некоммерческих организаций, работающих в области образования и поддержки молодежи, и органов государственной власти республик. Организатором встречи выступил Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», с января 2006 года осуществляющий в сотрудничестве с «Каритас» (Франция) и при поддержке Европейской Комиссии проект «Развитие гражданского общества в Чечне и Ингушетии».

В круглом столе приняли участие представители министерств образования Чеченской Республики и Ингушетии, министерства по национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, сотрудники местных некоммерческих и гуманитарных организаций, а также представители СМИ.

В Чеченской Республике и Республике Ингушетия люди до сих пор переживают последствия войны. Многие сферы общественной жизни нуждаются в скорейшем восстановлении и развитии. Одна из таких сфер – образование.

«У нас, в Чеченской Республике, полностью было снесено 73 школы, 226 школ, а это более половины, было разрушено, – рассказал в своем выступлении на «круглом столе» Абдулла Дадаев, заместитель министра образования и науки Чеченской Республики. – На сегодняшний день в республике работают 462 школы. Из них 74 – в трехсменку. Мы понимаем, что это за образование!»

В Ингушетии проблема общеобразовательных школ стоит так же остро. По словам Людмилы Зязиковой, начальника отдела общего среднего образования министерства образования и науки Республики Ингушетия, ингушские школы перегружены в три-четыре раза. Более 60 % общеобразовательных учреждений вынуждены проводить занятия в три смены. При этом в школьных библиотеках не хватает учебников, не во всех библиотеках есть художественная литература на русском и чеченском языках.

Непростая ситуация сложилась и в области дошкольного образования. Сегодня в Ингушетии работает всего 23 детских сада, из-за чего дошкольное образование может получить только один ребенок из семи желающих. В Чеченской Республике функционируют 93 детских сада. А всего тех, кто нуждается в дошкольном образовании, в этой республике насчитывается порядка 80 тысяч. В открытии дошкольных учреждений органам государственной власти активно помогают работающие в регионе гуманитарные организации «ЮНИСЕФ» и «Каритас». Благодаря их деятельности в Чеченской Республике было открыто 74 центра дошкольного образования. Дети изучают там русский алфавит, учатся читать, писать, считать. Кроме того, как рассказал Мурад Шишханов, координатор программ образования представительства «ЮНИСЕФ», сейчас на законодательном уровне решается вопрос о том, чтобы сделать общеобязательным и доступным обучение в этих так называемых нулевых классах. Иначе дети, которые не получили дошкольного образования, будут сильно отставать от своих сверстников, получивших таковое.

Отдельного внимания, по мнению участников «круглого стола», заслуживают молодые люди, которые из-за войны не получили даже начального образования. Лиля Юсупова, руководитель региональной общественной организации «Созидание» (Чеченская Республика, г. Гудермес), говорит: «Мы столкнулись с тем, что дети из горных районов абсолютно не имеют образования. Они плохо одеты, не владеют речью, отстали по уровню образования. Эти ребята сначала ходят в школу, их никто не отталкивает, но когда они не успевают, то оставляют школу. Зачастую бывают случаи, когда им все-таки выдают аттестаты или они их в итоге покупают. Но фактически они в 18-20 лет не имеют даже начального образования. Мы провели мониторинг в четырех селах и в каждом нашли по 30 таких детей. За время войны у нас погибло 20 тысяч детей, потерять еще и этих мы не можем себе позволить».

Эту проблему можно решить только совместными усилиями местных общественных организаций и органов государственной власти. Участники «круглого стола» наметили ряд шагов, которые необходимо предпринять для успешного взаимодействия власти и некоммерческих организаций.

Мурад Шишханов предложил общественным организациям выполнять роль монитора, то есть выявлять нарушения прав ребенка в сфере образования, смотреть, каков морально-психологический климат в учебном заведении, следить за тем, какие методы преподавания там используются. Общественная организация, по его мнению, должна критически за всем наблюдать и по итогам наблюдений обращаться в профильные министерства, к экспертам, собирать «круглые столы» и совместно с ними думать над тем, как решить возникшие проблемы. «И не нужно подменять собой министерство образования. Формальное образование - это его прерогатива. Поэтому оно создано и финансируется из федерального и местного бюджетов», - отметил Мурад Шишханов.
Присутствовавшие за «круглым столом» представители общественных организаций с мнением своего коллеги согласились и добавили, что общественные организации также могут выполнять проекты, связанные с такими пока что мало охваченными государством сферами, как организация работы с одаренными детьми, организация внешкольного досуга, использование современных методов арт-терапии и т.п. в работе с детьми, пережившими стрессы, и многие другие.

В свою очередь органы власти должны быть открытыми для контактов с сотрудниками общественных организаций. Именно в этом, по мнению общественников, заключается проблема взаимодействия с представителями власти. Магомет Паров, координатор программ общественной организации «Беркат» (г. Назрань, Ингушетия) в своем выступлении заметил: «Пора отойти от несколько высокомерного отношения к представителям общественных организаций со стороны власти, стоит просто, друг другу помогая, делать одно общее дело».

Подобные встречи решено проводить регулярно. Как сказала руководитель проекта Наталия Крыгина, следующая встреча представителей некоммерческих организаций, работающих в самых различных направлениях, профильных министерств Чеченской Республики и Ингушетии, а также грантодающих организаций состоится в январе 2007 года в городе Грозном. На этой встрече местные некоммерческие организации представят свои предложения и проекты в сфере образования, которые они планируют реализовать в республиках в 2007 году.

Автор: Сергей САХАРКОВ