Возвращение Максима Горького

23/10/2006 - 12:13
Читать u-f.ru на

На сцене Ростовского академического театра драмы состоялась первая премьера сезона – зрители увидели пьесу Максима Горького «Васса Железнова» в постановке главного режиссера театра, народного артиста России Николая Сорокина.

Странно, но Ростовский академический к творчеству Максима Горького, чье имя театр носит много лет, не обращался почти четверть века. А «Васса Железнова» вообще идет на его сцене впервые. И тем удивительней было решение главного режиссера театра Николая Сорокина обратиться к этому, одному из самых знаменитых драматических произведений М. Горького. Тем более, что в последние два десятка лет его пьесы не очень-то жалуют на российских театральных подмостках.

На мой взгляд, в этом искусственном забвении основную роль играет, в первую очередь, определенная политическая конъюнктура. Ярлык «буревестника революции» как будто наложил некое табу на творчество классика русской литературы. А ведь в начале прошлого века, задолго до революции семнадцатого года, горьковские пьесы с огромным успехом шли на сценах всех ведущих театров России, на равных и по праву разделяя славу и популярность с постановками Чехова и Островского.

Забываются почему-то и еще две, тесно связанные между собой, основополагающие грани творчества Максима Горького. Во-первых, он был одним из признанных мастеров блестящей когорты писателей, поэтов и драматургов Серебряного века русской литературы – первых десятилетий 1900-х годов. Разделявшим все муки их творчества, болезненные поиски истины и справедливости. А во-вторых, его произведения многоплановы, многослойны. Как у всякого выдающегося художника слова, у каждого из героев его произведений – своя правда, и в каждом из них – частица внутреннего мира и размышлений автора. Так и коллизии «Вассы Железновой», отражающие события вековой давности, вполне созвучны нынешнему времени.

Именно это увидел в горьковской пьесе Николай Сорокин. Автор, по его мнению, «дает такое множество трактовок своих произведений, открывает такие глубины постижения внутренних конфликтов человеческой природы, что позволяет непременно увидеть тот круг проблем, которые актуальны и интересны сегодняшнему зрителю».

И режиссеру вполне удалось донести до нас свое видение драматического материала. Во многом способствовал этому точный, как всегда у Н. Сорокина, подбор актерского ансамбля, в том числе и по возрастным характеристикам. Ведь Васса, которую мы (точнее, старшее поколение, помнящее советские трактовки пьесы) привыкли видеть властной старухой, у Горького – женщина в расцвете сил. И заслуженная артистка России Наталья Гординская сумела донести зрителю всю неоднозначность и многоплановость своей героини. Ее Васса – элегантная, спокойная, решительная и бескомпромиссная, настоящая современная деловая хозяйка «миллионного предприятия». И в то же время в душе ее – трагические страсти, сомнения и искренняя вера в собственную, только собственную правоту.

Еще одно истинное украшение постановки – блестящее исполнение роли брата Вассы, Прохора Храпова, Сергеем Власовым, раскрывшим новую грань своего актерского мастерства. Он ярок, неожидан, пластичен, тонко и насмешливо лепит характер своего героя.

Высоко оценивая работу актеров, практически каждый из которых сумел найти, подчеркнуть и выдержать оттенки своих ролей и вместе с тем не выпасть из ансамбля, хотел бы все же хоть вкратце задержать внимание на двоих из них – самом старшем и самой младшей. Сергей Петрович Железнов на сцене считанные минуты. Эпизод. Но народный артист России Игорь Богодух вкладывает в этот эпизод всю силу своего опыта и мастерства. В его столкновении с Вассой ощущаются вся мощь и жажда жизни – опять же, им по-своему понимаемой жизни – этого неуемного и, по большому счету, плохого человека. Но как он борется – за себя!

А с другой стороны – дебют на «взрослой» сцене студентки третьего курса актерского отделения Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры Анны Денисовой. Роль Людмилы, младшей дочери и любимицы Вассы, – очень сложная роль. Через всю пьесу дрожащим лейтмотивом вьется этот странный (вот они, отголоски настроений авторов Серебряного века!) сгусток чистоты и добра. И начинающей актрисе удается не просто отражение роли, она смогла показать развитие образа своей юной героини.

Режиссер и актеры сумели-таки найти современное отражение классической пьесы. Максим Горький вернулся на горьковскую сцену. И это можно расценивать как событие.

Автор: Сергей САХАРКОВ