«Всем, кто занимается журналистскими расследованиями, я желаю, чтобы вам никто ничего не предъявлял и чтобы ничего ниоткуда не прилетело!..», - Евгений Михайлов

18/04/2017 - 17:39
Читать u-f.ru на

Союз Журналистов России по итогам 2016 года высоко оценил творчество донского журналиста Евгения Михайлова. 9 февраля 2017 год в киноконцертном зале Центрального Дома Журналистов ему вручили диплом лауреата высшей премии СЖР «За профессиональное мастерство», обратив внимание на серию журналистских расследований о коррупции на Юге России.

Журналистские расследования - как, впрочем, фельетон, репортаж, очерк, театральная критика... - давно превратились на Дону в отмирающий жанр. Худо-бедно ими в Ростовской области занимается человек двадцать.

Журналист Евгений Михайлов: «Всем, кто занимается журналистскими расследованиями, я желаю, чтобы вам никто ничего не предъявлял и чтобы ничего ниоткуда не прилетело!..»

Признание достижений дончан в этом жанре на федеральном уровне давно не было, на память приходит только вручение премии имени Артема Боровика в 2012 году ростовскому журналисту Александру Толмачеву, который, к слову сказать, сейчас отбывает 9-летний срок во Владимирском центре, и «сидеть» ему предстоит еще более 4 лет.


      
Случай Евгения Михайлова по-своему уникален. Человек с богатым жизненным опытом и двумя дипломами, один и которых - диплом Санкт-Петербургского политехнического университета по специальности «Безопасность бизнеса», он около десяти лет проработал в питерском отделении Национальной Ассоциации Телохранителей (НАСТ) России. Как ветеран организации и опытный телохранитель, он со временем стал преподавать в учебном центре Академии НАСТа. А в декабре 2012 года на пару недель приехал в родные края - в Ростовскую область - и неожиданно для себя решил задержаться. Теперь в Питере он бывает только, чтобы встретиться с друзьями и товарищами, а их немало.

Еще одна случайность: приехав на Дон, он не думал, что начнет профессионально заниматься журналистикой. 

«Раньше мне много доводилось писать, -  рассказал Михайлов. - В основном отчеты и аналитические справки. Не надо думать, что телохранители только тенью ходят за своим «объектом»... Зная мою склонность к аналитике, знакомые донские журналисты предложили писать для СМИ обзоры...»

Первые циклы публикаций об этнической преступности вызвали реакцию как на Дону, так и на Юге России. К концу лета 2013 года Евгений Михайлов уже сделал себе имя, но скорее - скандальное, многие неоднозначно толковали написанное «молодым автором».

«Мне журналистика сразу понравилась! - признался лауреат. - Адреналина намного больше, чем когда я работал телохранителем!.. В любой момент что-нибудь может прилететь!..»

Свои старые профессиональные навыки - времен НАСТа - Михайлов использует и сейчас. У него большой опыт контактов с людьми как в погонах, так и в штатском. Он имеет навыки оперативника. Он знает «правила безопасности», необходимые, чтобы избежать покушения или не допустить его.

«Я постоянно использую старые профессиональные наработки, но не для охраны «объекта», а для защиты самого себя, - рассказал он. - Я меняю маршруты, не говорю, когда точно буду... Могу приехать на место встречи раньше, чтобы осмотреться и определить, не крутятся ли здесь подозрительные люди... Во время беседы отслеживаю поведение человека - мимика, моторика, эмоциональное состояние...» 

Подобные меры оправданы, Михайлову часто угрожают. Так, например, когда в 2015 году он завершал цикл статей о «Демоне из Карабаха» - одном из жителей Таганрога, которого, несмотря на тяжесть обвинения, Ростовский областной суд почему-то оправдал, в него выстрелили из травмата. Выстрелили специально мимо. Затем некто позвонил и сообщил, что это - предупреждение, в следующий раз выстрелят точно.

«Демона из Карабаха» Михайлов дописал, обвиняемый в ряде преступлений все-таки получил реальный срок, а друзья осужденного таганрожца больше автора не беспокоили .

«Ангелы-хранители есть и в «органах», - пошутил автор. - Занимаясь журналистскими расследованиями, нельзя просто гарцевать на коне и махать шашкой...»

После выстрела из травмата (проколотые шины на автомобиле и тому подобное - не в счет) журналист взял за правило сообщать тем людям, которым он доверяет, о своих профессиональных проблемах. Как раз в то время он зачастил на окраину Южного Федерального округа и стал работать либо в приграничных с Северным Кавказом территориях, либо в самом СКФО.

«Без поддержки силовиков некоторые мои громкие журналистские расследования - например, на Ставрополье - были бы невозможны, - считает он. - Я б оттуда не вернулся, меня бы закопали...»

Сейчас у Михайлова - пара сотен публикаций и десятка два документальных фильма, рассказывающих о коррупционном беспределе в Ростовской области, на Кубани, в Ставрополье, в Чечне... По некоторым публикациям органы власти, правоохранительные и надзорные сделали оргвыводы.

Высокая награда СЖР стала для журналиста, находящегося в начале своего профессионального пути, приятной неожиданностью.

«Часто приходится слышать о бесполезности каких-либо публикаций, - сказал он. - То, что произошло, для меня лично означает, что журналистские расследования о коррупции в регионах читаются очень внимательно. Вплоть до Москвы, до Госдумы, до Администрации президента...»

С лауреатским дипломом в руках, стоя перед сливками отечественной журналистики, Евгений Михайлов 9 февраля 2017 года экспромтом произнес очень короткую речь:

«Новый 2017 год принес мне уже две радости: жена скоро подарит мне пятого ребенка и я стал лауреатом премии по журналистики. Всем, кто занимается журналистскими расследованиями, я желаю, чтобы вам никто ничего не предъявлял и чтобы ничего ниоткуда не прилетело!..»

Источник: 

Блог Александра Масалова, фото с канала youtube Евгения Михайлова

Автор: Анна КВЯТКОВСКИ