Жареный «Буревестник», или Спекуляции вокруг трагедии

26/08/2019 - 15:40
Читать u-f.ru на

Август для России – месяц, богатый на трагические события. Не обошла стороной беда и в этот раз. 8 августа, по скупой информации Минобороны РФ, на испытательном полигоне в Архангельской области произошел взрыв жидкостного реактивного двигателя (ЖРД) во время проведения испытаний. Как правило, двигатели такого типа используются на межконтинентальных баллистических ракетах. Погибли люди. Пять человек высококлассных специалистов (другие и не занимаются такой работой). Зафиксировано превышение радиоактивного фона. 
Трамп назвал объект испытаний: новейшая межконтинентальная крылатая ракета «Буревестник». Событие не вызывало общественного резонанса до тех пор, пока временно не прекратили свою работу станции мониторинга в Дубне и Кирове, а затем на Чукотке и Алтае. Остановка мониторинга тут же была связана с радиоактивным заражением вследствие архангельской катастрофы. И началось. Некоторые экспертов назвали катастрофу у села Нёнкса вторым Чернобылем. Пытаемся разобраться.

Так что же случилось

«Версия Трампа». Взорвался двигатель «Буревестника». Крылатая ракета «Буревестник» (9М730), по заявлениям официальных источников, оснащена ядерным реактивным двигателем (ЯРД) и развивает дозвуковую скорость. ЯРД позволяет «Буревестнику» находится в воздухе значительно дольше, чем крылатым ракетам с использованием прямоточного реактивного двигателя. Эксперты сходятся во мнении, что на «Буревестнике» используется комбинированная двигательная установка. На начальном участке (набора скорости и высоты) используется обычный прямоточный реактивный двигатель (возможно, твёрдотопливный ускоритель), затем включается ЯРД.

Стоит заметить, что здесь нет места никакому жидкостному реактивному двигателю. Прямоточный ЯРД представляет собой компактный ядерный реактор, в который воздух, затем нагретый на нескольких тысячах градусов, выбрасывается наружу. Летательный аппарат (ЛА) получает реактивный импульс. ЯРД позволяет ЛА находиться в воздухе сколь угодно долго. Исходим из того, что президент Путин и МО РФ не были замечены в передергивании фактов (оставим в стороне интерпретацию событий, это другое), то версия Трампа с «Буревестником» выглядит неправдоподобно. Если посмотреть на фото Архангельской катастрофы, то можно увидеть взрыв в результате химической реакции, но никак не взрыв в результате неконтролируемой ядерной реакции. Языков пламени в последнем случае не бывает. Отметим, версия с «Буревестником» крайне неправдоподобна.

Официальная версия (с ЖРД и ядерным источником питания). ЖРД применяется у нас в большинстве своём на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР). МБР, оснащенные жидкостными двигателями, размещаются в шахтных установках или атомных подводных лодках. В этом случае нет нужды оснащать ракетный комплекс ядерным источником питания, единственным преимуществом которого является длительный срок службы. Всегда есть внешний источник питания.

Но есть исключение: ракетный комплекс донного базирования «Скиф». Этой версией поделилась «Новая газета».  Из названия понятно, что ракетный комплекс «Скиф» размещается на морском дне в отдельном контейнере, и вот тут как-раз и необходим автономный источник питания с неограниченным сроком службы. На мой взгляд, это наиболее правдоподобная версия. Языки пламени, видимые на фото, могут быть результатом реакции ракетного топлива (несимметричного диметилгидразина (гептила) с окислителем.

Был ли «второй Чернобыль»?

Сравниваем мощности ядерных установок (в последнем случае изотопный источник питания). Мощность четвертого реактора Чернобыльской АЭС – 1000 МВт. Мощность двигательной установки крылатой ракеты «Томагавк» (одноклассника «Буревестника») составляет примерно 776 кВт, мощность изотопного источника питания – 3 кВт. То есть ни о каком «втором Чернобыле» речи идти просто не может. Очевидно, в непосредственной близи от источника взрыва излучение может быть очень высоким, но оно уменьшается пропорционально квадрату радиуса удаления от эпицентра. Это и зафиксировали пункты наблюдения. Стоит отметить, что значительного превышения радиоактивного фона, станции слежения, находящиеся в Финляндии, не отмечали. Что характерно, патриарх Кирилл не отменил свой визит в Соловецкий монастырь. А увязывать отключение станций слежения на Алтае и Чукотке со взрывом под Архангельском – вовсе потрясающее невежество. 

Что касается открытой информации об радиоактивных изотопах, попавших в атмосферу после взрыва. Будем помнить, что государство тоже имеет право на самозащиту. К этой самозащите можно отнести гостайну и, в частности, неразглашение информации о составе изотопов. По составу последних можно судить о конструктивном устройстве питания. Вполне понятно, что эта информация не подлежит огласке. Тем более что превышение радиационного фона на месте катастрофы носило кратковременный характер с превышением в два раза.
В качестве эпилога можно привести высказывание Петра Алексеевича, императора российского, относительно воинского Устава, но применительно к информационной среде: «Интернет дается в дополнение к голове, а не взамен оной». 
 

Источник: 

Южный Федеральный, фото e-news.sufoto-sobitiya-planeti.rutopwar.ru

Автор: Игорь Солодухин