Лесные пожары – пылающий лес. Лесные пожары – хайп до небес

12/08/2019 - 13:45
Читать u-f.ru на

Лесные пожары в Сибири, безусловно, топовая тема новостей за прошедшие две недели. Премьер Медведев проводит экстренное совещание в Красноярске, «звезды шоу-бизнеса» кормят пострадавших от пожара лисичек шоколадом, оппозиция негодует, а власти бодро отчитываются об успехах. Даже «потомственные шаманы» Югры устраивают показательные камлания. Каждый как может использует информационную волну. Тема пожаров перехлестнула даже протестные акции в Москве. Если коротко, то есть повод хайпануть, и он использован. Но мы не такие. Разбираемся. Разоблачаем. Компилируем предложения экспертов.

Масштабы

По сообщению ТАСС от 5 августа, площадь возгораний в лесах Сибири и Дальнего Востока сократилась с 2,8 млн га до 2,4 млн га. Страшные цифры в миллионах кажутся катастрофическими, но стоит напомнить, что гектар – это площадь 100 на 100 метров. Для лучшей визуализации переводим максимальную горящих площадь лесов в квадратные километры. 2,8 млн га – это 28 тысяч кв. км. Если это впечатляющее число представить в виде квадрата, то получим квадрат со стороной 167 км. Это немало, но всё же это не ужасная катастрофа. Теперь сравним это с общей площадью лесов в Красноярском крае, Иркутской области и Якутии. Площадь лесов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2008 года составляет 163,6 млн га. В эту цифру входят площади лесного фонда (это где можно добывать деловую древесину и прочий лесной покров, к примеру, в северных районах, где эту древесину заготавливать не целесообразно. Очень неказиста она). В Иркутской области площадь земель, покрытых лесной растительностью, 62 688,3 тыс. га. Общая площадь лесного фонда Республики Саха (Якутия) составляет 256 102,7 тыс. га. Таким образом, общая площадь лесного покрова в этих трех регионах составляет 556,1 млн. га. В процентном соотношении охвачено огнем было 0,5% лесного массива. Это много, но всё-таки это дает некоторое представление о масштабах. Теперь сравним со статистикой пожаров в этих трех регионах за последние 10 лет, взятых из официального источника

Динамика основных показателей обстановки с лесными пожарами в РФ за 2009-2016 года

Красноярский край 511 658 1450 2403 902 1592 1016 1458
Иркутская область 665 830 1711 884 692 2234 1607 1212
Республика Саха (Якутия) 1048 131 511 342 390 306 219 157
Общая площадь пожаров 2224 1619 3672 3629 1984 4132 2842 2827

Приведённые числа даны в млн. га. Как можно заметить, ничего необычного в этом году не случилось. Стоит добавить к охваченным огнем лесам еще пожары, случившиеся весной, тогда общая площадь лесов, пострадавших от огня, несколько увеличится, но это не рекордный пожар за всю новейшую историю России.

Возможные причины 

Из разговоров с местными жителями в Мотыгинском и Енисейском районах Красноярского края. Большинство полагает, что в пожарах виноваты прежде всего сами «лесники», которые и поджигают лес. В этом есть резон. Дело в том, что лес, пострадавший от пожаров, подлежит санитарной вырубке. Особенно если прошел «верховой пал». Это когда сгорает крона дерева, покрытая хвоей. Сам ствол далеко не всегда сильно страдает. Дерево вполне может оправиться, но долго будет больным. В этом случае деляна идет под вырубку по цене, значительно ниже здорового леса. При низовом пожаре выгорает подстилка из сухих веток, хвои и подлеска. Ствол, как правило, не страдает, и лес быстро справляется с последствиями пожара. 
В свою очередь МЧС утверждает, что основной причиной пожаров является неосторожное обращение с огнем. Дело в том, что, по результатам аэрофотосъемки большинство очагов пожаров расположено вблизи дорог. Следовательно, основной причиной пожаров является, как обычно, человеческий фактор. Обратим внимание, что утверждение МЧС не исключает «народную» гипотезу о происхождении пожаров.

Очень интересной версией о причинах пожаров поделился Вестям-ФМ доктор геолого-минералогических наук Владимир Сывороткин. Ученый обратил внимание на то, что интенсивность лесных пожаров совпадает с участками истончения озонового слоя, а сами «озоновые дыры» расположены над рифтовыми разломами земной коры. Участками таких разломов в России являются Красноярский край, Хакасия, Иркутская область и Якутия. На американском континенте – Калифорния, Чили, а также Восточное побережье Австралии. Именно там и случаются наиболее сильные пожары. Механизм возникновения этих природных катаклизмов следующий. Через рифтовые разломы в атмосферу попадают водород и метан, которые и разрушают озоновый слой. Ультрафиолет разогревает атмосферу и высушивает поверхностный слой земли. В свою очередь метан и водород насыщают лесную подстилку из без того хорошо горючих опавших листвы, хвои и веток. Всё. Достаточно небольшого огня, чтобы возник пожар, с которым будет крайне сложно справиться. Причем при восстановлении озонового слоя пожары затухают сами собой.
 
Нельзя не упомянуть и о перенятой зарубежной практике не приступать к тушению лесных пожаров, если они не угрожают жилым постройкам, жизни людей и объектам экономической деятельности. В этом есть своя логика: тушить пожары там, где без особой нужды человек не появится, а только ради сострадания к лесным зверюшкам, вряд ли экономически целесообразно. Особенно если подсчитать, во сколько обойдется бюджету такое альтруистическое мероприятие. В свете изложенного выше приведенное высказывание красноярского губернатора Александра Усса о бессмысленности тушения лесных пожаров выглядит вполне оправданным. По этому поводу высказал своё мнение профессор Гольдаммер из Германии, один из авторитетных мировых экспертов в области тушения лесных пожаров. Кстати, таёжные жители также крайне скептически относятся к методам тушения пожара с самолетов. Для того, чтобы дождь промочил почву под ёлкой он должен идти не один день. Самолётным осадкам такое под силу.

К негативны последствиям принятия нового Лесного кодекса и развала лесного хозяйства времён СССР стоит отнести и значительное сокращение лесничеств, полная ликвидация леспромхозов (это не по кодексу. Так случилось). Как следствие на делянах после заготовки леса не убираются ветки, вершины, не выкорчёвываются пни. Сушняк под открытым солнцем прекрасное горючее. 
Нельзя не обратить внимание на результаты распила кругляка. Вдоль БАМа лежат огромные кучи опилок и «макаронника» - тонких деревянных обрезков после распила кругляка на доски. Что так же представляет угрозу возникновения пожара, но теперь и в подтаёжных населенных пунктах. Причиной весенних пожаров под Канском в Красноярском крае послужило именно это обстоятельство.

Что же делать?

Следует принять во внимание теорию доктора геолого-минералогических наук Владимира Сывороткина (на фото) и при соответствующих показателях толщины озонового слоя вводить чрезвычайные меры. В этой ситуации уже устоявшееся мнение о том, что само собой потухнет не должно приниматься во внимание. Необходимо тушить пожары в самом начале и самыми энергичными способами. Ну сакраментальное выражение «пожар легче предотвратить чем потушить» стоит вбить в подкорку. Необходимо вспомнить практику СССР, при котором леса горели, но в совершенно других масштабах. Лесные массивы пересекали лесозащитные просеки. Они сейчас еще остались, но далеко не всегда очищенные от поросли и сушняка.

Со слов заготовителей, помнящих времена СССР, во время пожароопасного сезона лесные дороги пересыпались земляными валами. Дежурили патрули. Таким образом доступ в лес был реально ограничен. Полагаю, что ущерб лесному фонду, наносимый пожарами превышает затраты на организацию службы охраны леса с учетом советского опыта. Современная практика крайней степени либерального использования лесных ресурсов любыми частными группами заготовителей должна быть изменена. Не потому, что частники плохие. У мелкого частника часто нет ресурса для наведения порядка на деляне после заготовок. Мелкий заготовитель в любой момент может перерегистрироваться и не утруждать себя восстановительными мероприятиях после заготовки. У мелкой лесопилки нет возможности утилизировать отходы. 

Ну и на последнем месте можно поставить то, чем сейчас занята прокуратура: возбуждением уголовных дел против должностных лиц. А именно, показательной и мало результативной практикой махания шашкой на потребу публике, требующих быстрых и понятных решений возникшей проблемы.

В качестве ориентира для теперешней системы власти, заточенной на экономическую целесообразность, стоить напомнить экономические показатели СССР: в структуре экспорта лес продукты лесопереработки были на почётном 5 месте. В ситуации высокой рентабельности лесной отрасли будет не сложно найти средства на лесосберегающие мероприятия. Лес -  возобновляемый ресурс. Из источника проблем он должен превратиться в источник национального достатка.

Источник: 

Южный Федеральный, фото: regnum.rukino-teatr.ru

Автор: Игорь Солодухин