Сергей Воробьев: Правоохранительные органы ЮФО – на страже законных интересов несовершеннолетних

03/11/2016 - 16:10

28 октября в городе Ялте под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Сергея Воробьева состоялось межведомственное совещание, на котором обсуждены вопросы эффективности работы правоохранительных органов Южного федерального округа в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

В работе совещания приняли участие глава Республики Крым Сергей Аксенов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Леонид Беляк, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Бояринев, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Владимир Воронин, представители управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО, прокуроры субъектов федерации в округе, должностные лица региональных органов власти, руководители территориальных органов внутренних дел, Следственного комитета РФ, ФСИН и ФССП России в округе, уполномоченные по правам ребенка в субъектах федерации, входящих в Южный федеральный округ, представители Академии Генеральной прокуратуры РФ и судейского сообщества.

Участники мероприятия отметили, что на территории округа реализуется комплекс организационных и практических мер, направленных на противодействие преступности и правонарушениям несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних. Значительная работа по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми, оказанию помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проводится органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, органами и учреждениями в сфере социальной защиты населения, образования и здравоохранения. В большинстве регионов в округе утверждены и исполняются программы (подпрограммы) по профилактике социально опасного положения детей, преступности несовершеннолетних, совершения преступлений в отношении них.

Однако в системе профилактики подростковой преступности имеются определенные просчеты, отмечена необходимость совершенствования работы всех уполномоченных органов на данных направлениях. Не в полной мере отвечает требованиям закона деятельность участковых уполномоченных, подразделений по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Отмечена слабая координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ходе прокурорских проверок в 2015 году – первом полугодии 2016 года прокурорами в Южном федеральном округе выявлено более 15 тыс. нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в целях устранения которых внесено более 4,7 тыс. актов прокурорского реагирования. В деятельности правоохранительных органов по-прежнему остается высоким уровень допускаемых нарушений законодательства по уголовным делам и материалам доследственных проверок. Существует необходимость повышения эффективности, проводимой органами исполнения наказаний профилактической работы в целях противодействия дальнейшему вовлечению несовершеннолетних в криминальную среду.

Открывая межведомственное совещание, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Сергей Дмитриевич Воробьев отметил, что тема мероприятия очень актуальна для Южного федерального округа.

«К обсуждению этого вопроса в формате расширенного межведомственного совещания мы сегодня вернулись спустя три года. Тогда в Астрахани все единодушно пришли к выводу, что деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нуждается в корректировке. 

Всё это время на всех уровнях последовательно проводилась такая работа, и, безусловно, есть результаты.

Но острота проблем еще не снята. И говорить о том, что сложилась действенная, эффективная система профилактики, пока, преждевременно.

В первую очередь, об этом свидетельствует высокий уровень преступности в отношении несовершеннолетних.

По-прежнему практически каждый день в сводках проходят сообщения о фактах насилия и жестокого обращения с детьми.

В регионах Южного федерального округа, в том числе в Республике Крым и Севастополе, в истекшем году было зарегистрировано 6700 преступлений в отношении несовершеннолетних.

В текущем году за 6 месяцев уже совершено 3700 преступлений в отношении детей. При этом не стало меньше преступлений против их жизни и здоровья задокументировано почти тысяча таких фактов. Тревожно, что пятая часть из них совершены родителями (182).

Остается острой проблема самовольных уходов детей, в том числе из госучреждений. В период нахождения в розыске жертвами преступлений стали 6 несовершеннолетних.

Безусловно, особого внимания и соответствующей реакции требует «нездоровая» активность в части посягательств против половой неприкосновенности детей.

В 2015 году количество таких преступлений возросло практически во всех регионах. В текущем тенденции сохранились, исключение составляют Адыгея и Краснодарский край.

Не меньшую тревогу вызывает число преступлений, которые совершают сами несовершеннолетние. В истекшем году их было зарегистрировано почти 5400.

Удельный вес таких преступлений был выше среднероссийских показателей в Адыгее, Астраханской и Волгоградской областях.

По итогам первого полугодия текущего года во всех регионах, за исключением Республики Калмыкия, отмечался спад детской преступности.

Однако о сохранившихся негативных тенденциях свидетельствуют достаточно высокие показатели групповой преступности несовершеннолетних, роста числа совершенных особо тяжких преступлений.

Безусловно, вопросы здесь возникают ко всем субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целом по округу только за последние полтора года в их деятельности прокуроры выявили почти 16 тысяч нарушений.

Органы и учреждения системы профилактики порой самоустраняются от принятия мер по оздоровлению обстановки в семье, своевременному информированию о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.

Есть проблемы в межведомственном взаимодействии и обмене информацией. На это указывает, в том числе, и тот факт, что на момент совершения преступлений 90% детей на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних не состояли и в поле зрения полиции не попадали. 

В то же время каждый третий осужденный состоял на учете, в том числе в иных органах и учреждениях системы профилактики за совершение административных правонарушений либо за употребление спиртных напитков, пропуски занятий в учебных заведениях.

Очевидно, что профилактическая работа, которая проводилась с такими детьми, была недостаточно эффективна.

Не менее важно, чтобы в каждом случае противоправные действия самих подростков, подвергались всесторонней оценке, в том числе с точки зрения уголовного закона.

Здесь важно не допускать укрытия преступлений от учета. Однако эта сфера остается проблемной.  По итогам дополнительных проверок, инициированных прокурорами, за период 2015-2016 годы возбуждено свыше двухсот уголовных дел о преступлениях совершенных в отношении детей и более 20 – совершенных подростками.

Кроме того, прокуроры выявляют множество нарушений и в процессе расследования преступлений.

Нередко в результате волокиты необоснованно затянуты сроки следствия, принимаются незаконные процессуальные решения.

Уважаемые коллеги! Проблем действительно много, и мы далеки от их окончательного разрешения. Предлагаю обсудить эти вопросы с учетом мнений всех заинтересованных ведомств. Рассчитываю на откровенный диалог».

Подводя итог работе межведомственного совещания, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Сергей Дмитриевич Воробьев отметил следующее.

«Решение задач, которые мы сегодня обсудили, зависит далеко не от одного ведомства. Здесь важно понимать, как говорится, зону ответственности, и осознавать, что недоработки каждого выливаются в общую проблему.

В первую очередь всем субъектам профилактики необходимо исключить факты несвоевременного информирования уполномоченных органов о несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия.

Важно обеспечить обмен информацией обо всех детях, находящихся в социально-опасном положении с целью своевременного их изъятия либо оказания необходимой социальной помощи.

Органам внутренних дел нужно своевременно выявлять и ставить на учёт несовершеннолетних правонарушителей, их родителей, отрицательно влияющих на детей.  Усилить профилактическую направленность мер противодействия подростковой преступности, в первую очередь в отношении беспризорных и безнадзорных детей.

Подростки, совершившие преступления, должны быть в постоянном поле зрения всех органов и учреждений системы профилактики.

Сегодня много мы говорили о качестве расследования. Оно откровенно говоря низкое.

Поэтому следственным органам необходимо обеспечить постоянный ведомственный контроль за соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел.

Систематически проверять законность и обоснованность принятых процессуальных решений по фактам самоубийств и их попыток несовершеннолетними.

Всесторонне оценивать полученные в ходе доследственных проверок данные об обстоятельствах произошедшего.

Не допускать случаи поверхностного изучения причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений, практиковать проведение сверок сведений о внесенных представлениях в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Изучать их качественный уровень и возможность повлиять на устранение факторов, способствующих совершению преступления.

Органам безопасности в округе необходимо предусмотреть проведение дополнительных мероприятий по недопущению вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую и террористическую деятельность.

Прокуроры должны принимать действенные меры к исключению фактов сокрытия преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Необходимо давать принципиальную оценку деятельности должностных лиц органов и учреждений системы профилактики по принятию своевременных, адекватных мер, направленных на профилактику преступности и правонарушений, семейного неблагополучия и предотвращение насилия в отношении детей.

Эту работу надо проводить в тесном взаимодействии с уполномоченными по правам ребенка.

Здесь присутствуют представители органов государственной власти субъектов Федерации в округе. Очевидно, что имеется необходимость разобраться в имеющихся проблемах на местах, повысить эффективность работы комиссий по делам несовершеннолетних всех уровней. Органам региональной власти особое внимание обратить на результативность программ профилактики, отслеживать актуальность планируемых мероприятий в соотношении со складывающейся ситуацией.

Меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и в отношении их должны быть системны и последовательны.

Чтобы достичь позитивной динамики в этой работе, нужно правильно организовать межведомственное взаимодействие. Задел в этом направлении имеется, надеюсь, что результаты не заставят себя ждать.

Заканчивая совещание, хочу добавить, что управлением Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе во взаимодействии со всеми правоохранительными органами подготовлен проект решения, который представлен вашему вниманию».

По итогам совещания его участниками выработан комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных, контролирующих и надзорных органов в этой сфере.

Источник: 

по материалам Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО

Автор: Анна КВЯТКОВСКИ