Как заставить ребенка учиться и делать уроки - причины и пути их решения

Фото: 

открытый источник

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Тема образования в современном мире – одна из главных. От качества образования, от способности ребенка получать, усваивать знания и самостоятельно учиться зависит дальнейшая жизнь. Неудивительно, что многих родителей волнует вопрос: как заставить ребенка делать уроки? Однако родителям необходимо знать, что нежелание ребенка учиться и делать уроки – это лишь следствие. Как правило, причина кроется в чем-то другом. Ее-то и надо искать.

1. Слишком легко учиться

Удивительно, но эта причина, особенно в младших классах, является главной причиной нежелания учиться. Слишком подготовленный ребенок быстро теряет интерес, потому что он все это уже знает, даже, возможно, в большем объеме, чем рассказывает учитель.

Модным трендом стало развитие детей чуть ли не с пеленок, родители думают, что делают благое дело, в реальности переподготовленность имеет побочный эффект – нежелание учиться. Если первоклассник может за неделю прочесть все тома Гарри Поттера, а его одноклассники только учат буквы, о каком интересе может идти речь?

Кстати, отсутствием интереса к учебе в рамках школьной программы страдают и одаренные дети, им необходимы углубленные знания и более сложная программа.

Вернуть утраченный интерес помогут творческие задания, исследовательские проекты, интересная дополнительная информация.

2. «Отбили» интерес

Родители были так увлечены подготовкой к школе, что перестарались. Ребенка заставляли писать, сидеть часами над прописями и букварями, не обращая внимания на то, что ему неинтересно или он устал.

Нельзя перегружать дошкольника, важно чтобы он шел в первый класс с желанием учиться и поддерживать это желание на протяжении всех лет обучения.

Если же ситуация с перегрузкой уже случилась, как заставить ребенка делать уроки? А стоит ли заставлять? Необходимо возвращать утраченный интерес. Дети любят играть. Этим и стоит воспользоваться. Превратить выполнение уроков в игру. Вместе придумывать задачи с участием любимых персонажей ребенка, читать не только то, что задано, но и то, что нравится ребенку. В этом процессе главное ориентироваться на увлечения именно вашего ребенка, от них и отталкиваться.

3. Отсутствие мотивации

Современным детям очень сложно сохранить интерес к учебе еще и по той простой причине, что не понимают, для чего им те или иные знания, как они могут пригодиться в жизни. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо объяснять, какое практическое применение те или иные знания могут иметь в жизни. Привести примеры успешных людей, которые вызывают интерес у вашего ребенка.

4. Школьные конфликты

Если в школе произошел конфликт с учителем или ребенок подвергается нападкам одноклассников, естественно, он теряет интерес к учебе. На первый план выходят совсем другие проблемы. Родителям необходимо вовремя увидеть проблемную ситуацию и помочь ребенку справиться с ней, поговорив с педагогами. Если решить проблему не получается, лучше перевести ребенка в другую школу или на домашнее обучение. В любом случае необходимо поддерживать ребенка, следить за его эмоциональным состоянием и не отмахиваться от его проблем.

5. Проблемы в семье

Если ребенок растет в неблагоприятной атмосфере, когда взрослые постоянно ссорятся, ему сложно сосредоточиться на учебе. В то же время если в семье произошло радостное событие – рождение ребенка, для школьника оно может быть совершенно нерадостным, особенно если родители полностью переключились на младшего. Ребенок чувствует себя ненужным и одиноким или ревнует к младшему. Это состояние тоже сказывается на учебе не лучшим образом.

Решение проблемы в этой ситуации полностью зависит от родителей. В первом случае постарайтесь не ссориться хотя бы при ребенке. Во втором – помните, что у вас есть не только малыш, в вашем внимании и участии нуждаются все дети.

6. Гиперконтроль и гиперопека

Контролирующие родители уверены, что совершают благое дело, отслеживая каждый шаг ребенка и лишая его самостоятельности. У ребенка нет не только мотивации, но и собственного мнения. Зачем оно? Если мама лучше знает, что требуется ее ребенку. В этом случае можно начать с малого, решить, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно.

Родителям необходимо помнить, что ребенок – это не их продолжение и не их часть, это отдельная личность, которую ждет самостоятельная жизнь. Насколько он сможет с ней справляться и быть успешным, зависит не только от характера и типа личности, но и навыков, которые вы помогли или помешали ему приобрести.

7. Завышенные требования

Если родители мотивируют учиться только ради оценок, считая неприемлемым ничего, кроме пятерок, абсолютно по всем предметам. Это тоже влияет на интерес к учебе. У всех детей разные возможности, кому-то даются языки, а кому-то точные науки. К тому же учеба ради оценок себя не оправдывает. Учиться надо ради знаний. Достаточно иметь хорошие оценки по предметам, к которым есть способности. Это не значит, что остальные уроки можно не выполнять. Просто не надо требовать от детей невозможного. Дети имеют право ошибаться, получать свои тройки и двойки, приобретая собственный опыт.

8. Неумение преодолевать трудности

Если ребенка слишком балуют или в семье на одного ребенка приходится много взрослых, он растет в тепличных условиях. Его холят и лелеют и все делают за него, включая и выполнение уроков. Не привлекают к помощи по дому, не перегружают заданиями. Он просто не привык трудиться, а учеба – это тоже труд.

Выход здесь один – учить преодолению трудностей. Начать можно с домашней работы, но сначала решить, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно. Домашнюю работу необходимо начинать с легких заданий, чтобы он мог поверить в собственные силы и переходить к более трудным. Хвалить за достижения, даже самые незначительные. Постепенно отходить от совместного выполнения домашних заданий, при этом не отказывайте в помощи, если ребенку что-то непонятно, и он приходит за объяснениями.

9. Пробелы в знаниях

Если ребенок не усвоил какие-то темы, с каждым годом ему становится все сложнее и сложнее. Пробелов становится все больше, проблема разрастается, как снежный ком.

В этой ситуации надо восполнять с вашей помощью или с помощью репетиторов, иначе у ребенка просто не будет базиса для усвоения новых знаний (например, если ребенок путается в таблице умножения, он не сможет решать задачи, не зная правил русского языка, невозможно писать без ошибок).

10. Перегруженность

Если ребенок не только учится в школе, но посещает спортивную секцию, языковые курсы и шахматный кружок, он попросту перегружен. У него не хватает ни сил, ни энергии, чтобы учиться с полной отдачей. Решите, какие дополнительные нагрузки необходимы, а от каких можно и отказаться.

Стараясь вызвать интерес к учебе, не ждите быстрых результатов. Любой новый навык требует нескольких недель, а на его закрепление потребуются месяцы.

Главное не заставлять ребенка учиться, а мотивировать к получению новых знаний, объясняя их практический смысл и пользу, и вызывать интерес к учебе, используя иллюстрированные пособия, познавательные книги и образовательные интернет-ресурсы.

Если у вас нет времени или терпения, чтобы справиться с этой проблемой самостоятельно, можно изменить формат обучения. Например, в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 посещаемость и успеваемость контролирует куратор класса, он же следит за вовлеченностью ребенка в процесс обучения, его активностью на уроках, выполнением домашних заданий. Родители получают регулярные отчеты об успеваемости ребенка и рекомендации. Нет, не рекомендации о пробелах в знаниях, которые необходимо восполнить (этим тоже занимаются учителя гимназии), а об эффективных методах взаимодействия с ребенком, которые применяются в гимназии и которыми могут воспользоваться родители.

Безусловно, переход в интернет школу – ответственный шаг, на который непросто решиться. С целью ознакомления с возможностями ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 всем родителям, заинтересовавшимся онлайн-обучением, предоставляют пробный день, который включает бесплатное посещение трех полноценных живых онлайн-занятий с учителем. Вы сможете проверить, подойдет ли такой формат вашему ребенку, ознакомитесь с возможностями самой платформы и увидите, что уроки здесь проходят увлекательно, познавательно и мало чем отличаются от уроков в обычной школе. Хотя все же отличаются: в силу малочисленности классов, каждому ребенку уделяется больше внимания, вопросы детей не остаются без ответов, непонятные моменты новой темы учитель сразу же объясняет, а отношение педагога доброжелательное и непредвзятое.

Автор: Татьяна Борисова