Ученые обнаружили мышление и свободу воли у микроскопических червей

16/03/2015 - 14:27

Изучив микроскопических круглых червей Caenorhabditis elegans, ученые выяснили, что они по-разному могут реагировать на приятный запах в зависимости от того, о чем думают в определенный момент. Это говорит также, что эти организмы способны демонстрировать свободу воли и принимать решения.

Свою теорию биологи из нью-йоркского Университета Рокфеллера описали детально в журнале Cell, а кратко об эксперименте говорится в пресс-релизе университета.

Ученые в ходе исследования установили, что если дать червям понюхать запах пищи (изоамиловый спирт), то они иногда изменят свой курс и направятся на разведку, а иногда — нет. Как оказалось, это зависит это от состояния 3-х нейронов (из имеющихся 302). Если не работали все три, червю ничто не мешало отправиться к источнику пищи. Когда были все включены, реакция различалась. При этом влияние одного из нейронов (AIB) зависело от контекста. Только в случае, если клетка, которая первой получала внешний сигнал, была в этот момент включена, она правильно реагировала — останавливалась.

«По сути, то, что думает червь во время прихода сигнала, его реакцию и определяет. Нервная система не просто ждет пассивно сигналов извне — она имеет и автономную деятельность, играющую столь же важную роль в поведении особи», — говорит один из авторов статьи К.Бэргманн.

Соавтор исследования Э.Гордас поясняет, что подобные механизмы естественны и для человека. Так, голод способен заставить его выйти из дома и пойти в кафе по-соседству, откуда доносится какой-то аппетитный запах, при этом страх перед холодом, например, может вынудить остаться дома.