Отважный летчик Александр Гнетов защищал ростовское небо от фашистских «мессершмиттов»
Гвардии полковник Александр Федорович Гнетов живет в донской столице, небо над которой он защищал в ггды Великой Отечественной войны.
Александр Гнетов совершил 146 боевых вылетов, награжден четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды. Он — самый орденоносный летчик, что живет в Ростове-на-Дону. Но самой своей дорогой наградой он считает мирное небо над родным городом.
Воевал на Сталинградском фронте, а потом на Донском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Рогачев, Бобруйск, Варшава, Лодзь, Познань, Штаргард, Штеттин — это далеко не полный перечень городов, в освобождении которых участвовал Александр Федорович.
А начинал он Великую Отечественную войну в небе над Ростовом: именно здесь происходило формирование новой, 4-й Воздушной армии. В семнадцать лет он совершил свой первый боевой вылет.
Он не просто сбрасывал бомбы, а зачастую делал это с пикирования на своем Пе-2. «Это когда самолет совершает сложный маневр, с максимальной скоростью заходит на объект почти в отвесном пике», — рассказал Александр Федорович. Возможно, благодаря этой тактике самолет Гнетова не попадал под обстрел немецких зениток. «Летишь, а белые хлопья разрывов летят вокруг тебя и твоего самолета, надо было уметь обходить зенитчиков и наносить по врагу максимальный удар», — вспоминает летчик.
Урон врагу наносили живой и ощутимый. Конечно, Александр Федорович не считал, сколько удалось ему уничтожить живой силы и движущейся техники, но его многочисленные награды говорят о том, что этот урон был существенным.
Особенно тяжелые бои разгорелись в Сталинградском небе. Если немецкие бомбардировщики летали под прикрытием своих истребителей, то наши самолеты вылетали практически без прикрытия и нередко вступали в бой с немецкими истребителями. Несмотря на это, летчики сражались мужественно и самоотверженно.
Под крылом самолета горели автомашины, танки, вагоны, паровозы, железные дороги, укрепления, крепости и дзоты.
Приходилось летать на задания в самых сложных погодных условиях. На Донском фронте однажды летели в пургу. «Помню, как мы вылетели вместе со стрелком-радистом Мазуром 30 января 1943 года. Понимаете, это был самый канун Нового года, — вспоминает ветеран. — И настроение у нас было особенное, хотелось в этот день своей Родине сделать особый подарок, очистить хотя бы часть земли от немецких захватчиков. Вышли на курс в районе Сталинграда, где располагался Сталинградский тракторный завод. Мой стрелок Солонин доложил, что заходим на цель. А летели мы одни, без прикрытия. Четыре раза мы пикировали, уворачиваясь от зениток. Но цель поразили: склад с боеприпасами взлетел на воздух». А на следующий день, 31 января 1943 года, они снова бомбили этот же район очень успешно: были повреждены значительный участок железной дороги и несколько домов, где немцы праздновали Новый год.
В мае 1943 года Гнетов был назначен командиром звена. Примечательно, что возглавляемое им звено потерь не имело.
Особенно запомнился Александру Федоровичу вылет, когда они смогли разбомбить в конце 1943 года 11 эшелонов противника под сильнейшим огнем, который вели зенитки немцев.
Без единого ранения он прошел всю войну и закончил ее в городе Познани гвардии старшим лейтенантом, командиром звена бомбардировочного авиационного Сталинградского Краснознаменного ордена Кутузова полка.
После войны до 1950 года служил в Германии в должности заместителя командира полка. Затем освоил реактивный бомбардировщик Ил-28 и в должности заместителя командира полка отправился служить в Прикарпатье. С 1954 по 1958 годы он — командир 230-го бомбардировочного авиаполка. В 1958 году становится военным летчиком 1-го класса, а его полк — одним из лучших в ВВС. С конца 1958 года по апрель 1960 года он — первый заместитель командира бомбардировочной авиадивизии.
В 1956 году, в 30 с небольшим лет, Александр Федорович становится самым молодым полковником авиации.
Но воинская судьба снова привела его в Ростов-на-Дону. В 1966 году по приказу командования он прибыл в Ростов-на-Дону и был назначен начальником отдела кадров авиации Северо-Кавказского военного округа. А после ухода в запас с 1972-го по 1990-й работал в Управлении Гражданской авиации начальником группы контроля за регулярностью полетов, охраняя теперь уже мирное ростовское небо, которое он спасал в 1942 году. Так же самоотверженно, несмотря на свои болезни, Гнетов включился в ветеранскую работу по военно-патриотическому воспитанию. Проведены тысячи встреч со школьниками и личным составов 4-ой армии ВВС и ПВО, и всегда летчика встречали и провожали стоя, отдавая дань уважения своему великому земляку и наставнику. И это было, пожалуй, еще одной — душевной — наградой для Александра Федоровича Гнетова. В то время как встреча с ним была не меньшей наградой для сегодняшнего поколения ростовчан, которые смогли приобщиться к великому духовному и военному наследию прошлого.
Сегодня Александр Федорович сражается с болезнью, ему приходится тяжело, но каждый день для него в радость, когда он видит за окном весеннее небо, где вспыхивают разноцветные огни салютов, а не белые залпы зениток.