Жизнь после смерти: о природе видений во время комы рассказали бельгийские неврологи

21/07/2016 - 06:04

Видения, возникающие во время клинической смерти и некоторых других состояниях человека, вызывают большой интерес. Многие объясняют это явление существованием «загробного мира». Группа бельгийских ученых под руководством невролога Стивена Лоурейса занялась изучение этого вопроса.

Клиническая смерть – это этап умирания, так сказать переходный период между жизнью и биологической смертью, во время которого происходит прекращение процессов дыхания, сердечной деятельности и исчезновение всех внешних признаков жизнедеятельности организма. Люди, которые смогли пережить это состояние и вернуться назад нередко рассказывают о странных видениях, которые пока не поддаются научному объяснению. Некоторые видят тоннель с ярким светом или встречаются со своими умершими родственниками, у других перед глазами проносится вся жизнь и они ощущают себя парящим над своим телом. Иногда такие же явления возникают во время обморока, а также у пилотов, альпинистов и дайверов.

По мнению бельгийских неврологов, видения являются продуктом деятельности нашего подсознания. Ученые проанализировали рассказы 400 людей, переживших клиническую смерть. Это помогло исследователям сделать вывод о том, что в момент клинической смерти мозг продолжает жить бурной «неврологической» жизнью, показывая своего рода «фильм» с повторяющимися моментами.

«То, что мы обнаружили, позволяет предположить, что люди, находящиеся в коме и кажущиеся нам безжизненными, могут жить богатой неврологической жизнью».

Выяснилось, что во время переживания видений возникает активация области мозга, находящейся на стыке височной и теменной долей. Ученые обнаружили, что такое же состояние может быть вызвано искусственно. Подобное возникает у пилотов самолетов или альпинистов во время набора высоты и смены положения в пространстве. Некоторые пилоты даже рассказывали о том, что чувствовали, будто они находятся за пределами кабины авиалайнера. В данном случае на помощь могут прийти гипервентиляция и быстрая смена позы.

Ученые намерены продолжать эксперименты в этом направлении. Для участия в них они пригласили дайвера из Франции Гийома Нери. Во время опытов по задержке дыхания исследователи намерены подсоединить датчики к мозгу испытуемого и получить данные о его деятельности.