Святочная ворожба. Какие гадания и почему на Руси назывались «страшными»?

12/01/2011 - 12:34
Читать u-f.ru на

Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную.

Людей всегда манила возможность прикоснуться к неведомому миру и постичь хотя бы самую малость о собственной участи. Как правило, чаще к гаданиям прибегал женский пол, стремясь узнать о замужестве и предстоящих событиях. Среди святочных существует особый разряд гаданий, которые именовали не иначе как «страшные». О них сегодня и пойдет речь.

Вначале несколько слов о Святках. Эти зимние праздники, от Рождественского Сочельника до Крещения Господня (6-19 января по новому стилю), ассоциировались у наших предков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миром ослабевает. Считалось, что после наступления Рождества заскучавшая нечистая сила свободно разгуливает среди людей, и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть и то, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – на лето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опасной считалась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера».

Именно в эту нехорошую пору, когда потусторонний мир совсем рядом с нами, и совершаются «страшные» гадания. Только в этих видах гаданий человек входит в непосредственный контакт с темными силами, которые непременно покажут всю правду. «Страшные» гадания совершали исключительно в ночные часы, после полуночи, и обязательно в нежилом помещении: в бане, заброшенной избе, сарае, овине, новостройке, на перекрестке дорог, под воротами, а то и вовсе на кладбище. Ведь именно в таких, не всегда освященных местах, где нет икон и креста, обитают злые духи, которые при обращении к ним не заставляют себя долго ждать. К тому же, перед гаданием снимали с себя нательные кресты и пояса, а иногда даже читали специальные заговоры, в которых «просили» Бога отступиться от человека, и звали черта.

Самым «страшным» гаданием считалось гадание с зеркалами. Известно, что само зеркало в народе воспринималось как оккультный предмет, ведущий в потусторонний мир. Из этого зеркального коридора, освещенного по краям свечами, и должен был явиться суженый. Говорили, что внезапное потускнение зеркала предвещает его появление. Долгожданный суженый может войти к гадающей, заговорить с ней, даже достать какой-либо предмет. Девушке важно быть предельно внимательной и вовремя сказать «Чур сего места!», чтобы призрак исчез, не причинив вреда.

То же самое относится к гаданию, когда девушка приглашает суженого на ужин. Не случайно иногда даже брали с собой петуха, чтобы его своевременный крик прогнал нечистую силу. Знающие люди уверяли, что во всех этих гаданиях приходит не сам суженый, а черт, принимающий его облик. Поэтому во избежание беды запрещалось приносить на гадание колющие и режущие предметы. Не случайно и восклицание «Чур сего места!» и «Чур меня!». Чур – это имя одного из языческих богов, который охранял человека от нечистой силы и единственный имел над ней особую власть. И зачураться означало попросить помощи у Чура.

Конечно же, холодит сердце сама мистическая атмосфера, которую следовало создать при гадании: полночь, серебристый свет луны, молчание, одиночество, горящие свечи, отбрасывающие причудливые тени. Гадать следовало втайне, с серьезностью и аккуратностью. В былые времена секреты гаданий тщательно хранились и передавались из поколения в поколение. Поэтому нередко в помощь молодым девушкам приходили любезные нянечки и старушки. Они помогали все обустроить, растолковывать результат гаданий, читали заговоры и прекращали действо в случае опасности.

Не менее захватывают другие виды «страшных» гаданий, основанных на «слушании». Так, например, было среди них такое. Несколько девушек выходили в лунную ночь послушать звуки к проруби. Железным предметом или горящей лучинкой, которой был зажжен огонь в Сочельник, очерчивали себя кругом, садились на воловью шкуру и смотрели в воду. Те, кому суждено в наступившем году выйти замуж, видели там облик будущего мужа. Иногда при этом накрывались с головой скатертью, которая тоже олицетворяла границу между мирами. Слушать ходили и в лес на перекресток дорог. Соответственно, веселое пение, смех, звон колокольчика сулили замужество, а чей-то плач, стук топора предвещали нехорошее. В этих гаданиях надлежало строго стоять в кругу, который не позволит нечистой силе переступить запретную границу и навредить гадающим.

В русском народном фольклоре есть такой жанр как святочные былички. В этих коротких поучительных историях повествуется и о «страшных» гаданиях. Например, в одной из них рассказывается, как девушки, пришедшие в баню погадать, встретили там святочниц – волосатую нечисть женского пола, неистово пляшущую и поющую без слов. Девушки побежали прочь, а святочницы, догоняя, «колупали» их (то есть рвали ногтями тело). Но сообразительные девушки вспомнили о слабости святочниц – украшениях, и сорвали с себя бусы, которые те и стали подбирать, забыв о погоне.

В другой святочной быличке одна смелая девушка, пришедши с подругами в неосвященный дом погадать, сняла с себя крест и «пригласила суженого на ужин». И тут в избу зашел красивый молодой человек, взял девушку под руку и увез. Она стала его женой, жила в довольстве, но муж не отпускал ее к родственникам. И вот девушка заболела и попросила мужа привести к ней ее крестную. Вскоре та приехала и первым делом надела на крестницу нательный крестик. В то же мгновение молодой человек вместе с богатым домом исчезли, а женщины оказались в пустынном ночном поле.

Но все же святки – время чудес, и кроме бесов на земле обитают еще и добрые духи. Старинная святочная быличка гласит, что ангелы звали маминым голосом сестер-девушек, которые ушли на игрища. Когда те пошли домой, изба, где проводились игрища, провалилась под землю. Дома они узнали, что мама их не звала, и поняли, что спасли их заботливые ангелы-хранители.

Надо сказать, отваживались на «страшные» гадания только единицы. Церковь до сих пор считает эти гадания большим грехом, возбраняя любые попытки заглянуть в будущее. Это неудивительно, ведь «страшные» гадания мощнее всех остальных по силе эмоционального воздействия. Впечатлительные натуры после таких щекочащих нервы попыток заглянуть в будущее нередко заболевали. Да и стоит ли вообще торопить время? «Бойся не бойся, а от участи своей не уйдешь», – говорит русская поговорка.

Не менее захватывают другие виды «страшных» гаданий, основанных на «слушании». Так, например, было среди них такое. Несколько девушек выходили в лунную ночь послушать звуки к проруби. Железным предметом или горящей лучинкой, которой был зажжен огонь в Сочельник, очерчивали себя кругом, садились на воловью шкуру и смотрели в воду. Те, кому суждено в наступившем году выйти замуж, видели там облик будущего мужа. Иногда при этом накрывались с головой скатертью, которая тоже олицетворяла границу между мирами. Слушать ходили и в лес на перекресток дорог. Соответственно, веселое пение, смех, звон колокольчика сулили замужество, а чей-то плач, стук топора предвещали нехорошее. В этих гаданиях надлежало строго стоять в кругу, который не позволит нечистой силе переступить запретную границу и навредить гадающим.

В русском народном фольклоре есть такой жанр как святочные былички. В этих коротких поучительных историях повествуется и о «страшных» гаданиях. Например, в одной из них рассказывается, как девушки, пришедшие в баню погадать, встретили там святочниц – волосатую нечисть женского пола, неистово пляшущую и поющую без слов. Девушки побежали прочь, а святочницы, догоняя, «колупали» их (то есть рвали ногтями тело). Но сообразительные девушки вспомнили о слабости святочниц – украшениях, и сорвали с себя бусы, которые те и стали подбирать, забыв о погоне.

В другой святочной быличке одна смелая девушка, пришедши с подругами в неосвященный дом погадать, сняла с себя крест и «пригласила суженого на ужин». И тут в избу зашел красивый молодой человек, взял девушку под руку и увез. Она стала его женой, жила в довольстве, но муж не отпускал ее к родственникам. И вот девушка заболела и попросила мужа привести к ней ее крестную. Вскоре та приехала и первым делом надела на крестницу нательный крестик. В то же мгновение молодой человек вместе с богатым домом исчезли, а женщины оказались в пустынном ночном поле.

Но все же святки – время чудес, и кроме бесов на земле обитают еще и добрые духи. Старинная святочная быличка гласит, что ангелы звали маминым голосом сестер-девушек, которые ушли на игрища. Когда те пошли домой, изба, где проводились игрища, провалилась под землю. Дома они узнали, что мама их не звала, и поняли, что спасли их заботливые ангелы-хранители.

Вопросы, которые больше всего интересовали барышень, начиная с доисторических времен и вплоть до периода эмансипации, касались выбора будущего мужа. В первую очередь девушек волновало, выйдут ли они замуж в этом году или придется ждать решения своей судьбы до следующего года. Традиционным новогодним гаданием было гадание на каравае.

Каравай девушки-подружки пекли вместе, но каждая лепила свой, помечая его яркой нитью. Воду на каравай нельзя было носить иначе, как ртом от самого колодца. Когда караваи вынимали из печи, их клали на полотенце и давали остыть, а затем впускали в дом голодную собаку. На чей каравай она набросится первой – та девушка раньше всех выйдет замуж.

Вечером на Новый год девушки ходили под окнами соседей «слушать». И все, что услышали, интерпретировали на свой манер. Если девица слышала, что мать кричит на ребенка: «Сядь!», – это значило сидеть ей в девках еще, по крайней мере, год.

Каждой барышне не терпелось узнать, как будут звать ее суженого. Чтобы открыть эту тайну, вечером нужно было выйти на улицу и спросить имя первого встречного. Верили, что такое же имя будет и у ее мужа. А вот чтобы узнать, где живет жених, девушке приходилось прилагать незаурядные физические усилия. С ноги снимали сапожок и перебрасывали его через забор. Потом предстояла не менее сложная задача – разыскать его в снежных сугробах. Найдя, рассматривали, в какую сторону «смотрит» носок. И сапог удивительным образом должен указать направление, где живет суженый.

Оставалось узнать, кем будет жених по профессии. Для этого шли к реке, набирали ил со дна, приносили домой и рассматривали. Если в иле находили гвоздь – муж будет кузнецом, если щепку – плотником, песок – каменщиком, а если ничего не находили – пахарем. Похожий вариант гадания, когда разнообразные предметы раскладывались под тарелками, и девушка наугад выбирала тарелку.

Наконец, девушка хотела увидеть, как же будет выглядеть будущий муж, хотя бы во сне. Для этого нужно было положить под подушку свой гребень и сказать: «Суженый мой, ряженый, приди меня чесать».

Можно ли доверять гаданию?

Парапсихологи считают, что гадания, несомненно, могут предугадывать будущее. С недавних пор даже появилась новая профессия – «гадалка», и уже давно существует профессия «этнопсихолог» – официальное название для специалистов, которые помогают людям на основе этнических традиций.

Но отношение религии к гаданию однозначно негативное. Гадание, в какой форме оно бы не осуществлялось, является грехом, который не имеет оправданий, говорят священники. Таким образом, они стараются уберечь людей от избыточного (и поэтому разрушительного) влияния страстей. Бог оставил нам пространство для самосовершенствования и оставил выбор. Нельзя забирать у человека право на ошибку, так считают философы.

Совершая ритуал, мы отдаем свою волю, полагаясь на знаки или гадалку. И чем чаще мы это делаем, тем быстрее отвыкаем самостоятельно находить выход из сложной ситуации, и тем самым становимся слабыми и зависимыми. Гадать можно, но не полезно, поскольку существует опасность «подсесть», попасть в зависимость, утверждают психологи.
Со временем народные традиции гадания забываются, теряя свою форму и содержание. Но иногда девушки вспоминают о возможности хотя бы одним глазком заглянуть в «книгу судеб». И тогда в канун Нового года, на Рождество и Крещение в окнах квартир зажигаются свечи и звучат слова бабушкиных заклинаний.

Еще древние египтяне считали, что если в определенное время произвести определенные действия с магическим предметом, можно получить от богов ответ на любой вопрос. У славянских народов гадание было широко распространено, преимущественно им занимались ведуну, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны. Не чурались гадания и простые смертные - в длинные зимние вечера сенные девушки, боярыни и боярышни коротали время, раскладывая гадальные карты и разливая воск.

Традиционно лучшим временем для гадания на Руси считался период от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). В святочный период (с 7 по 14 января) было принято устраивать "игрища" - народные гулянья. В канун Рождества для детей пекли фигурки зверюшек, а вечером колядующие обходили дворы и пели "Пришла Коляда накануне Рождества". Колядующим полагалось дарить обрядовые угощения: пироги, пареное толокно, брюкву, свинину и рюмку водки.

А напоследок предлагаю вам прочитать замечательное стихотворение Афанасия Фета, так точно описывающее «страшное» гадание:

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.

Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня...
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!

Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!

Ленты да радуги, ярче и жарче дня...
Дух захватило в груди...
Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!

С наступившими праздниками! И счастливого вам будущего!

Автор: Сергей САХАРКОВ