Рождество и Новый Год в Сербии и Хорватии

29/12/2010 - 13:02
Читать u-f.ru на

К рождеству в Югославии специально откармливали какую-нибудь домашнюю живность, отбирая обычно животных светлой масти - в Сербии это, как правило, была свинья, в других областях - свинья, овца, гусь, индейка, из которых и готовили ритуальное мясное блюдо (печеница, пециво, божипар, божипььар, заоблица, веселица, божак, божура, божица).

Специально, в соответствии с обычаями того или иного края, готовился стол, за которым собиралась вся семья на праздничную трапезу в сочельник и на рождество. Хозяйки прилагали много сил, чтобы стол выглядел как можно красивее, украшались даже ножки стола. Стол, за которым ужинали в сочельник, нельзя было двигать в течение трех дней рождества. Определенную роль в этих обычаях отводили столу, который выполнял функции своеобразного домашнего жертвенника,- на стол и под него ставили самые различные предметы, символизирующие процветание и плодородие, защиту от злых сил и т. д. В ряде районов вместе с сеном под скатерть (или под стол) сыпали семена и зерна различных культур. У хорватов и сербов некоторых сел Попово-Поле сохранился древний интересный обычай - шjаканье, в котором ярко проявляются пережитки древних жертвоприношений. Сущность этого обычая заключается в том, что перед началом трапезы, после прочтения молитвы, глава семьи пригоршнями разбрасывал зерно по комнате, говоря при этом, кому оно предназначается (упоминаются бог, рождество, домашние животные и птицы, рыбы, путники, члены семьи, сам хозяин).

Одним из центральных событий рждественского дня был приход первого посетителя - полазника. Следует отметить, что в большинстве областей Югославии не было принято ходить в гости в первый день рождества; считалось, что этот день нужно провести дома, в кругу своей семьи. Правда, в отдельных местах, например в Боке Которской, ходили в гости именно в первый день рождества, причем до полудня - мужчины, а после - женщины. Желанным гостем, которого ждали в каждом доме, был полазник. Как правило, в роли полазника выступал мужчина или мальчик, хотя есть сведения и о том, что в отдельных местах (в Муле и Кривокапиче - Бока Которска) полазником могла быть и женщина. В роли полазника могло выступать и какое-нибудь домашнее животное - вол, свинья, овца, теленок и т. д. Обычай наделять животное функциями полазника был довольно широко распространен у сербов, черногорцев, хорватов, словенцев (особенно в восточных районах), а также у мусульман славянского происхождения. Так, например, у словенцев эту роль выполнял баран или петух, которого водили по комнате вокруг стола и здесь же кормили (аналогичные обычаи были известны и в других областях, например в Лепенице, Ливаньском Поле); у сербов - вол, которого также кормили чесницей; у мусульман - овца (Лепеница) или вол (Гласинац--Босния и Герцего-вина).

Приход полазника в дом - это могло случиться в любое время после полуночи - был обставлен самыми различными действиями магического характера. Интересно, что в ряде мест он наравне с хозяином дома участвовал в преломлении чесницы, начинал есть печеницу, резал петуха или курицу. В других местах ему отводилась более пассивная роль и его просто угощали. Полазник, как лицо, приносящее счастье семье, выполнял магические действия, призванные обеспечить прежде всего ее благосостояние. Входя в дом, он поздравлял всех с праздником и сыпал по дому зерно, принесенное им в рукавице, а домашние посыпали его зерном; если еще горел бадняк, то он ударял его кочергой и говорил: сколько искр, столько овец, лошадей и т. д. (перечисляется скот, птица и пр.); подобные же слова произносятся и тогда, когда полазник лущит початок кукурузы и разбрасывает зерна по комнате - так было, например, в Оролике, или становится на колени на принесенное с собой полено (Словения), бросает мелкие деньги на край очага. Домочадцы накрывали полазника одеялом или покрывалом, чтобы было много сливок (например, Качер - Сербия), снимали с него опанак и бросали его на балку, "чтобы лучше росла конопля" (Ярменовцы), или вешали опанак на вешалку, "чтобы в кукурузе не завелись черви", и т. д. Полазника хорошо угощали и дарили ему подарки - калач, колбасу, яблоки, иногда деньги.

Почти повсеместно на Новый год были в обычае обходы домов с пожеланиями счастья (коледники, сировари, полажари и т. д.). В Словении, например в Горной Лендаве, коледники или, как их там называли, полазичи - (polazici) носили с собой прутики, ритуальное прикосновение к которым считалось магическим. И поэтому, ударяя легонько ими девушку, говорили - "к мужу, к мужу!", парня - "к жене, к жене!" Всем остальным членам семьи при этом желали здоровья. У македонцев был сходный обычай: группа детей с "василичарками" (пучками прутьев) в руках обходила дома и перед каждым домом трижды возглашала: "Сура година, веселаа божа"; а когда их впускали в дом, они этими василичарками ворошили огонь в очаге, приговаривая: "Сколько искр, столько дочерей, сколько деревянных гвоздей, столько сыновей". За это они получали подарки. В Словении и Черногории в новогоднее утро дети ходили поздравлять своих родственников и соседей, за что те давали им мелкие деньги. По обычаю, эти деньги втыкали в апельсин или яблоко, которые дети носили с собой.

В районе Битоля (Македония) под Новый год молодые парни в сообществе с одной девушкой, ряженые ("бобари"), обходили дома с песнями и плясками. В районе Дебара дети хлестали прутьями всех домашних, приговаривая: "Сура, сура година, повесели господ". Если первым гостем дома оказыва-лась женщина, то это предвещало несчастье.

На Новый Год много гадали: по посоленным 12 долькам лука определяли погоду в том или ином месяце (хорваты, словенцы). В некоторых областях Словении на стол выкладывали десять разных предметов: среди них были сосновая веточка (счастье), кольцо (свадьба), кукла (рост семьи) деньги (богатство) и т. д., которые накрывались меховой шапкой. Каждый гадавший должен был трижды вытащить предмет, и если все время ему попадался один и тот же, то это означало, что в течение года в его жизни произойдет событие, связанное с символикой данного предмета.

Автор: Сергей САХАРКОВ