Над Москвой чуть не разбились шесть самолетов

29/05/2012 - 12:22
Читать u-f.ru на

Количество аварийных ситуаций в воздухе выросло в разы: авиапроисшествия пытаются скрыть

Очередной скандал, связанный с безопасностью полетов в гражданской авиации, вспыхнул на днях в Москве. На этот раз тревогу забили авиационные диспетчеры. По их словам, за последние три с половиной месяца над Москвой чуть не столкнулись шесть самолетов. Столько инцидентов обычно происходит за год. В свою очередь, в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ «АУВД») заявили, что ситуация под контролем — опасное сближение было только у двух лайнеров.

Как рассказали «МК» в Федеральном профсоюзе авиационных диспетчеров России (ФПАД), первый случай опасного сближения самолетов произошел 7 марта 2012 года в московском аэропорту «Домодедово». При заходе на посадку на высоте 3600 метров чуть не столкнулись А321 авиакомпании «Свисс Эйр» и «Боинг-737» компании «Ямал». До столкновения двух самолетов на большой скорости оставалось 15 секунд — в это время сработала система предупреждения об опасном сближении TCAS.

Второй случай произошел 22 марта в аэропорту «Остафьево». Во время взлета самолет «Фалькон-900» «Газпромавиа» чуть не столкнулся с самолетом ATR-72 авиакомпании Utair. И на этот раз самолеты оказались на критическом расстоянии друг от друга. Кстати, именно этот случай МЦ «АУВД» признали опасным. Правда, с оговоркой, что произошел он по вине авиадиспетчера.

Третий инцидент произошел 25 апреля во «Внуково». Два «Боинга-737» авиакомпаний «Трансаэро» и «Люфтганза» в 20.59 приблизились друг к другу на критическое расстояние при заходе на посадку. Впрочем, как заявили в МЦ «УАВД», при проверке факта опасного сближения обнаружено не было.

— Все, что заявили представители МЦ «УАВД» на пресс-конференции на прошлой неделе, от начала и до конца ложь. Три случая опасного сближения — цифра критическая. Столько случаев могло произойти за год, но не за три с половиной месяца, — заявил «МК» президент ФПАД России Сергей Ковалев.

По его словам, это свидетельствует в первую очередь об устаревшей технике, с которой вынуждены работать авиадиспетчеры:

— Техника за 37 лет эксплуатации устарела и просто непригодна для работы. Заложниками ситуации в итоге становятся диспетчеры, в адрес которых сыплются обвинения.

Кстати, как рассказал один из действующих московских авиадиспетчеров, такая ситуация могла сложиться еще и в результате того, что многие опытные работники просто не проходят медкомиссию:

— Медкомиссия последнее время зверствует. Увольняют профессионалов. Приходят неопытные молодые люди, отсюда и ошибки. А вообще, за 25 лет работы на моей практике было всего четыре случая опасного сближения. Но все их удавалось успешно «разрулить».

Кстати, некоторые авиаэксперты не исключают, что опасная ситуация могла произойти и из-за скоротечного введения новой вертикальной системы эшелонирования воздушных судов. Напомним, что проблема возникла из-за того, что в России были введены одновременно и футы, и метры, вместо того чтобы остановиться на одной мере дистанции воздушного пространства (например, в США — только футы, а в Китае — только метры). Теперь в зависимости от высоты летчики должны контролировать ее то в футах, то в метрах. И если диспетчеров к этому худо-бедно подготовили, то, по словам экспертов, с пилотами такой работы практически не проводилось. Не были внесены и изменения в руководства по летной эксплуатации воздушных судов (на каждый тип самолета они свои) и другие документы. В результате гарантии того, что летчики не начнут банально путаться, дать не может никто.

Автор: Сергей САХАРКОВ