Открытое Общественное правительство Ростовской области – уникальная экспертно-деятельностная площадка: назначение, перспективы

05/17/2012 - 18:20

«...давайте для прикола обсудим хоть одну инициативу, достойную внедрения.
Ну вот хоть ремонт дорог или решение проблемы нехватки детских садиков. Как их решить?»

3 апреля в 12:48, Елена Романова, сообщество ООПРО в социальной сети Фэйсбук.

«…ООП – это открытая общественная площадка, а не оппозиционная, и тем более не партийная. И ценность ее в этом и заключается, в отличие от партийных форумов ЕдРа. Вопрос: как убить дракона? Только став им? Или всё-таки есть решение?»
4 апреля в 18:17, Олег Бобрышев, сообщество ООПРО в социальной сети Фэйсбук.

Уже больше месяца практически круглосуточно в социальной сети Facebook в онлайн-режиме работает экспертное сообщество – Открытое общественное правительство Ростовской области. Организованное на базе издательства газеты «Южный Федеральный», сообщество ООП РО ежедневно вовлекает в свою орбиту людей, уже не имеющих отношения ни к «Южному Федеральному», ни к Ростовской области, ни к журналистскому сообществу. Проект, название которого обозначено в заголовке, заставил говорить о себе как местных, так и столичных экспертов. Устойчивый рост количества участников ООП РО, привлечение представителей аудиторий, имеющих полярные политические позиции и самый разный жизненный опыт, организация насыщенной коммуникации делают проект уникальным в интернет-пространстве Юга России. Важным является тот факт, что ООПРО является не только экспертной и коммуникативной площадкой «в виртуале», но и выступает основой реальных, деятельностных проектов и инициатив. В связи с этим собственно «виртуальный» вектор проекта тесно переплетён с «реальным»: ООПРО всё чаще выступает «инкубатором», «лабораторией» бизнес-идей.

Плотность обсуждения проблем, «культ обоснованности суждений» и подчёркнутое внимание к рациональности и полноте высказываемых аргументов, уважение к чужой точке зрения, дух благожелательности к новым участникам, столичная деловитость и южнороссийская ирония – всё это делает площадку ООП РО уникальной. Участник может «обкатать», верифицировать собственные замыслы и/или позиционирование по отношению к инициативам властей различных уровней, получить консультации, набрать необходимый для собственных нужд пакет ссылок и текстов, в открытом режиме получить содержательную критику своих инициатив. Обмен мнениями и опытом активных участников, проживающих в разных городах страны и даже в других государствах (Польша, Великобритания, США, Финляндия), и установка на «полную вербализацию» в блоге сообщества (указанный выше характерный стиль ведения коммуникации – уточнение и детализация всех двусмысленностей и недоговорённостей при обсуждении постов и комментариев участников) позволяет все задумки и планы делать максимально транспарентными и универсальными, соотнося их с аналогичными и/или воплощёнными аналогами в другим точках, регионах и странах.

Более того, история возникновения, назначение и перспективы проекта заставляют говорить об ООПРО как экспертно-деятельностной площадке, на которой функционирует и развивается «передний край» соответствующих мировых и российских разработок (Digital Britain, Open Government Partnership, Открытое правительство РФ, разработки отечественных IT-экспертов и управленцев и др.). При этом ООПРО выступает не только как «ускоритель» управленческих и экспертных коммуникаций в регионе, но и как «трансформер», многофункциональное устройство, способное переформатироваться в различные управленческие и политические конструкции.

Открытое общественное правительство Ростовской области начало свою работу с жесткой критики деятельности администрации Ростовской области. Что объяснялось наличием среди инициаторов проекта большого количества специалистов в области журналистских расследований. Однако с появлением в сообществе известных ростовских и столичных экспертов (А. Синельникова, А. Водяника, С. Смирнова, Д. Парамонова, А. Загоруйко, Н. Казанцева, Т. Бадмаевой) деятельность приобрела характер конструктивных предложений органам власти различных уровней по решению насущных региональных проблем.

После подведения итогов месячной работы ООПРО участники проекта обратились к руководителям Ростовской области и города: «ООП РО обращается к губернатору РО Василию Голубеву, мэру Ростова-на-Дону Михаилу Чернышёву, а также к руководителям всех администраций Ростовской области с предложением об организации взаимодействия по поиску решений насущных региональных проблем жителей региона. Участники ООП РО готовы встретиться для обсуждения механизмов взаимодействия и подписания соглашения о сотрудничестве».

Честно говоря, излишних надежд на внимание со стороны властей никто не питал. Однако через неделю после публикации обращения из администрации Ростовской области поступил запрос представить конкретные предложения по решению региональных проблем. Что и было сделано.

В администрацию области были направлены предложения руководителей рабочих групп ООПРО Игоря Остапенко, Александра Водяника и Валерия Садовова, которые мы публикуем ниже.

Город без пробок

Открытое письмо губернатору Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич.
Каждый год простой ростовчанин убивает месяц своей жизни в дорожных пробках. Это время украдено у наших детей, которым мы не прочитали сказку на ночь. У наших стариков-родителей, на которых не хватает времени, чтобы навестить их, помочь им.

За три месяца Ростов способен избавиться от пробок.
Представляем Вашему вниманию программу модернизации дорожного движения в Ростове-на-Дону, которая устранит пробки минимальными затратами в самые короткие сроки. Ощутимый, существенный эффект ростовчане смогут увидеть уже через три месяца с момента начала её реализации. Основа настоящей программы разработана и реализована губернатором Пермского края О.А. Чиркуновым в г. Перми. Адаптирована к г. Ростову-на-Дону рабочей группой открытого общественного правительства Ростовской области.

1-й этап. Позволит увеличить пропускную способность перекрестков города в среднем на 15 %. Необходимо дооснастить имеющиеся светофоры секцией обратного отсчета времени для автомобилей на каждом загруженном транспортом перекрестке. Побочный позитивный эффект – снижение аварийности на перекрестке по причине ранней предсказуемости изменения светового сигнала для водителя. Важно учесть, что часть пробок переместится на другие, последующие перекрестки, но в уже уменьшенном масштабе, поэтому работу по дооборудованию светофоров нужно продолжать до полного «выдавливания» пробки с направления, то есть и на последующих перекрестках. Этот этап наиболее прост в реализации, не требует участия специалистов высокого уровня и глубокой, длительной проработки.

2-й этап. Организовать работу светофоров на большинстве перекрестков таким образом, чтобы для поворота направо всегда горела зеленая стрелка. Такой способ организации проезда перекрестков блестяще зарекомендовал себя во многих городах России и зарубежья. Он повышает пропускную способность перекрестка до 20 %.

3-й этап. Настроить светофоры города под современный трафик, в самых напряженных местах установить «умные светофоры» с изменяемым циклом работы в течение суток. Данный этап позволяет увеличить пропускную способность перекрестков от 10 до 30 % в зависимости от возможности слаженной работы с органами ГИБДД. Этот этап предполагает как легкую (эффект около 10 %), так и глубокую (эффект до 30 %) корректировку.

Легкая корректировка: как минимум раз в год (лучше два раза) необходимо подстраивать длительность работы каждого светофора на проблемном перекрестке посекундно в конкретном направлении и адаптировать его к ежегодно изменяющейся картине транспортных потоков. На это изменение, с одной стороны, влияют как глобальные факторы (запуск нового моста, торгового центра, рост микрорайона), так и локальные небольшие причины: открытие на соседней улице-дублёре фирмы, сотрудники которой оставляют на весь рабочий день транспорт, заужая соседнюю дорогу на одну полосу, и пр. Такая «легкая» корректировка позволяет дать дополнительные секунды более загруженным направлениям за счет менее загруженных.
Глубокая корректировка предусматривает исключение режима работы светофора отдельно для пешеходов (когда все машины стоят), но с обязательным месячником ГИБДД «Пропусти пешехода», при активной поддержке местных СМИ. Продвинутые Российские мегаполисы благополучно реализовали данную модернизацию и, на удивление, быстро «приучили» водителей пропускать пешеходов: 1–3 месяца активной пропаганды и акцентированных наказаний. Следствием является увеличение пропускной способности перекрестков до 30 %.

4-й этап. Направление движения по полосам: ревизия и адаптация знаков и разметки к современному трафику движения. Подобные знаки приводят к пробкам в местах, где с крайней правой полосы разрешается движение только направо, а не прямо и направо. С левой полосы только налево, а не прямо и налево. При этом в критические моменты наблюдается абсолютно свободный один ряд и перегруженный второй и третий ряды. Кроме этого, считаю важным провести ревизию пробочных перекрестков в направлении движения в спальные районы города. Ряд этих перекрестков возможно расширить на одну полосу за счет грунтовой неиспользуемой обочины, что повысит их пропускную способность до 30 %. Подобное расширение не потребует больших затрат, так как речь идет не обо всей дороге, а о 30 метрах участка дороги перед перекрестком.

5-й этап. Оборудование карманов для заезда и остановки общественного транспорта с полным освобождением для движения крайней правой полосы. Этот этап возможно осуществить минимальными потерями в большинстве проблемных мест Ростова благодаря имеющемуся ресурсу в виде свободной неиспользуемой обочины. Требуется доасфальтировать карманы с переносом правее на 4 метра бордюрных камней, дорожных знаков, остановочных комплексов. Такая мера позволит избежать существенного заужения в часы пик крупных магистралей, когда идущие парами-тройками автобусы полностью блокируют по 2–3 полосы движения при остановке и высадке пассажиров, а также обгоне друг друга. Срок реализации этапа – около года. Эффект – увеличение пропускной способности дороги в час пик до(!) 40 % в зависимости от полосности.

6-й этап. «Даешь городу парковки! На 500 машин ежемесячно» Простым запретом и вывешиванием знака «Остановка запрещена» с отягчающим дополнением «Работает эвакуатор» проблемы не устранить. Большинство двух-, трехполосных дорог уменьшается до однополосных ввиду отсутствия мест для парковок. Необходимо делать парковки везде, где это только возможно, максимально используя каждый квадратный метр улиц, местами даже за счет уменьшения газонов! (В действительно критических местах.) Если не начать принимать подобные «суровые» волевые решения, город однозначно проиграет войну с пробками через несколько лет. Также очень важно понять, что строительство нескольких платных многоуровневых парковочных комплексов – тупиковое решение, так как прижимистые ростовчане не будут ими пользоваться! ЗА ДЕНЬГИ – НИКОГДА!

7-й этап. На Ворошиловском мосту ввести дополнительную третью полосу посредством реверсивного движения и включать ее утром в одну сторону, а вечером – в другую. Днем отключать. Расчетные параметры моста по нагрузке, а также по ширине позволяют это сделать благодаря недавнему нормативному заужению минимальной ширины для полосы движения.

8-й этап. Назначить в городе конкретного чиновника с конкретной фамилией, который будет отвечать только за пробки в городе. Ростовчане благодаря СМИ должны знать, как его зовут и как он выглядит. Чтобы этот человек открыто заявил с экрана: «Я ЛИЧНО ОТВЕЧАЮ ЗА ПРОБКИ В ГОРОДЕ», и тогда у нас всё получится!

Заключение
Чтобы данная программа приобрела статус плана действий, необходимо добавить к ней бюджет, сроки реализации и фамилию исполнителя. Взять под личный губернаторский контроль.
Игорь ОСТАПЕНКО, руководитель рабочей группы ООПРО «Город без пробок»

Проект развития Ботанического сада ЮФУ

Губернатору Ростовской области Голубеву В.Ю.

Предложения по решению межбюджетной проблемы Ботанического сада Южного федерального университета

1. Решение проблемы не может быть возложено на Комитет по охране природных ресурсов АРО ввиду кардинально противоположных задач, стоящих перед Комитетом и Ботаническим садом ЮФУ как структурным подразделением АВТОНОМНОГО образовательного учреждения ВПО. Комитет фактически является структурой, «осваивающей» выделенные бюджетами разных уровней средства на природоохранную и подобную деятельность. Ботанический сад как базовая региональная структура системы экологического образования и просвещения (в соответствии с Конвенцией по сохранению биоразнообразия. Руководство для ботсадов) должен зарабатывать средства путем исполнения своей функциональной деятельности. Иными словами, Ботсад должен быть автономным и самоокупающимся, что противоречит целям Комитета. То же относится ко всем региональным ООПТ всех категорий, которые должны быть вовлечены в процесс познавательного туризма. Кроме того, предполагать, что Южный федеральный университет самостоятельно в состоянии восстановить и эффективно эксплуатировать Ботанический сад, не приходится. Прошедшие пять лет красноречиво говорят об этом.

2. В связи с вышеизложенным, в случае необходимости, предлагаю организовать рабочее совещание с участием ведущих специалистов: Кузеванова Виктора Яковлевича – д.б.н., президента Ассоциации Ботанических садов Юго-Восточной Азии, директора Ботанического сада Иркутского госуниверситета, и Грицевского Павла Константиновича – ведущего юриста Комитета по аграрной политике Государственной Думы РФ по вопросам ботанических коллекций.

3. В связи с этим предлагаю рассмотреть следующие варианты решения реализации программы развития Ботанического сада ЮФУ – как пилотного проекта «Региональной социо-экологической системы»:

3.1. Оформление Соглашения между Министерством образования РФ и администрацией Ростовской области о совместном развитии «особо охраняемой природной территории ботанический сад федерального значения». Аналог: Соглашение между правительством г. Москвы и Министерством природных ресурсов в отношении «особо охраняемой природной территории» «Лосиный остров», Соглашение между администрацией Омской области и Министерством природных ресурсов РФ в отношении природного парка федерального значения «Птичья гавань». Более того, аналогичная схема может быть рассмотрена в соответствии с ФЗ-217 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ В ЦЕЛЯХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ (ВНЕДРЕНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

3.2. Учреждение Государственного автономного учреждения (ГАУ), некоммерческого партнерства, возможно в формате Малого ГАУ, для организации сетевой структуры, организующей развитие деятельности региональной сети особо охраняемых природных территорий регионального значения на основе первоначального развития (создания необходимой инфраструктуры) с последующим самофинансированием. Партнерами такого МГАУ могут выступить: заинтересованные профильные общественные организации (РОО «Бирюзовая Земля», МОО ЭКА), ростовские бизнес-структуры. В таком варианте Ботанический сад ЮФУ, как «ООПТ ботанический сад регионального значения», в полной мере будет работать в соответствии с функциями регионального центра по всему комплексу, составляющему процесс эксплуатации ООПТ. Тем более, что он обладает всем необходимым ресурсным потенциалом (научный, учебный, образовательный, просветительский, организационный), и в случае реализации Программы развития в состоянии запустить реальную региональную программу познавательного (экологического, этнографического, археологического, научного) туризма. Что позволит в течение достаточно короткого времени (4–5 лет) реализовать эффективную экологическую сеть и освободить областной бюджет от дотационности ООПТ. По существу, данное предложение основано на лучшей мировой практике эксплуатации ООПТ в виде создания государственных трастовых компаний по развитию ООПТ. Что может стать универсальным решением проблемы для ВСЕХ регионов страны и интересной инициативой. Добавлю, что схема организации частно-государственного партнерства в сфере Министерства образования и науки РФ разработана ФГОУ «ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ: «Технологии привлечения негосударственных инвестиций в высшем профессиональном образовании». Авторы: к.э.н. Жукова Т.В., Бахтараева К.Б. Возможна схема частно-социального партнерства в соответствии с проектом областного закона, разработанного Высоковым В.В. – КБ «Центр-Инвест».

С уважением представитель Совета ботанических садов России при РАН Александр ВОДЯНИК

Агентство стратегических инициатив Ростовской области

Руководитель рабочей группы ООПРО Валерий САДОВОВ предложил реализовать следующие инициативы Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Ростовской области:

Национальная предпринимательская инициатива «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации»
• Повышение доступности энергетической инфраструктуры
• Упрощение процедур получения разрешения на строительство
• Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта
• Совершенствование таможенного администрирования
• Расширение доступа к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием
• Формирование эффективной системы оперативного реагирования на обращения предпринимателей
• Оптимизация процедур регистрации собственности
• Повышение доступности банковских кредитов
• Повышение доступности государственных гарантий и иных инструментов государственной поддержки
• Оптимизация процедур регистрации предприятий
• Совершенствование системы защиты прав инвесторов
• Совершенствование налогового администрирования
• Оптимизация фискальной нагрузки
• Снятие миграционных ограничений для высококвалифицированных специалистов
• Повышение доступности газораспределительной инфраструктуры
• Совершенствование разрешительных и контрольно-надзорных процедур в части создания и эксплуатации опасных производственных объектов
• Создание национальной системы компетенций и квалификаций
• Совершенствование трудового законодательства
• Расширение доступа к государственному заказу в рамках Федеральной контрактной системы
• Повышение доступности железнодорожных перевозок
• Исключение дискриминации при доступе к имущественным и земельным ресурсам
• Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе

Что дальше?
После рассмотрения данных предложений администрацией Ростовской области руководители рабочих групп были приглашены для предметного обсуждения проектов и выработки механизма их реализации. Рабочие встречи состоятся с 25-го по 30 мая. О результатах этих встреч мы проинформируем наших читателей в последующих номера «Южного Федерального».

Перспективы ООПРО
Перспективы ООПРО можно разделить на три «коридора возможностей»: Первый коридор – политический: ООПРО становится партнёром для власти (или властной группы), контр-элиты (которая оформилась в Ростовской области и ряде регионов ЮФО и СКФО), или оппозиции. В рамках политического коридора существует максимальное число разнообразных сценариев работы, включая проблематизацию региональной политики АРО, выход на федеральные органы власти, на ведомственные и трансрегиональные группы влияния или продвижение новых политических игроков (партий, политиков). Второй коридор – экспертно-медийный: ООПРО трансформируется в активно развивающуюся экспертную площадку, «вытягивая» интеллектуальный ресурс у местной власти и бизнеса. В таком случае ООПРО – это «интеллектуальное правительство», включая возможности журналистских расследований и перспективы влияния на власть и бизнес со стороны «креативного класса». Работы много: не охвачены образование и медицина, управляющие компании и экология, коррупция и непопулярные реформы, которые власть обязана проводить. ООПРО может быть такой «колотушкой», бьющей власть и бизнес в болевые точки. Третий коридор – бизнес-инкубатор – возможен сугубо теоретически, но в случае правильного оформления всех «ходов» и комнат» третьего коридора этот путь содержит в себе ядро реального протеста: инновационный бизнес, созданный в рамках ООПРО, перехватит миссию развития у власти, что в итоге может привести к реальному замещению официального правительства новыми структурами.

Источник: 
автор: 
admin
Что происходит
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: