Эксперты: Россия - чемпион мира по авиакатастрофам

03/11/2011 - 10:22
Читать u-f.ru на

В Следственном комитете России заявили, что учтут доклад технической комиссии МАК о крушении Як-42, однако окончательные причины катастрофы и виновных в ней лиц можно будет назвать только после завершения расследования.

Ранее эксперты МАК причиной катастрофы под Ярославлем 7 сентября, в результате которой погибли 45 человек, назвали Нажать
ошибочные и несогласованные действия пилотов, отжавших тормозные педали при разгоне.

"Только сопоставив и проанализировав все имеющиеся материалы по делу, результаты судебных экспертиз, в том числе отчет технической комиссии, а также после завершения всего объема следственных и иных процессуальных действий, Следственный комитет России сможет, установить причины и условия, которые привели к авиакатастрофе, лиц, виновных в этом происшествии и принять законное и обоснованное процессуальное решение", - говорится в заявлении СК РФ.

Межгосударственный авиационный комитет пришел к выводу об отсутствии навыков лета на самолете Як-42 у командира экипажа и второго пилота, а также невыполнении требований по профессиональной подготовке.

Летчик-испытатель Александр Акименков сказал Русской службе Би-би-си, что в современной гражданской авиации России отсутствует качественное обучение пилотов.

"Есть такое понятие, как летная метода. За нее кто-то должен отвечать. Раньше в составе министерства гражданской авиации был летно-методический отдел. Там сидели специалисты, которые анализировали эти особенности и давали соответствующие рекомендации. Теперь страна другая, денег мало, ума тоже и теперь давать эти рекомендации некому. Все сброшено на авиакомпании. Да и инструкторов толковых не хватает, их же никто не готовит. Эти вещи обязано делать государство", - убежден Акименков.

Персональная ответственность
МАК на своей пресс-конференции объявил также, что организационная структура авиакомпании "Як-Сервис", лицензия которой была аннулирована, не позволяла обеспечивать безопасное выполнение полетов, а переучивание пилотов разбившегося самолета проходило "с грубым нарушением действующих нормативных документов".

Кроме того, в организме второго пилота Игоря Жевелова был обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему. Лица, его использующие, не могут быть допущены к полетам.

Глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированию судебной системы Анатолий Кучерена призвал привлечь к "персональной ответственности" всех, кто допустил к полету недостаточно подготовленный экипаж.

"Почему люди, которые сели за штурвал, не прошли медкомиссию? А если прошли, то почему был допущен к полету человек, в крови которого находилось лекарство, способное затормозить его реакцию? Надо задать этот вопрос врачу, который допустил его к полету, привлекать врача к ответственности", - приводит слова Кучерены агентство РИА Новости.

"Должна быть персональная ответственность каждого в цепочке, отвечающей за безопасность. Проще всего сказать, что пилот не справился с управлением, но надо выяснить причины, почему это произошло и что этому способствовало. Я очень надеюсь, что Следственный комитет расследует эту ситуацию тщательным образом и разберется, почему произошли такие серьезные ошибки со стороны экипажа", - отметил Кучерена.

Виновата система?
Следственный комитет России, как сообщается на сайте ведомства, в ходе расследования провел уже более 50 различных экспертиз, допросил более 200 свидетелей и должностных лиц различного уровня, однако результаты пока не раскрываются.

Об усилении ответственности владельцев транспортных средств и людей, которые принимают решения об эксплуатации воздушного судна, говорил в беседе с корреспондентом Би-би-си и бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

"В том, что пилот мог просто не знать устройство педалей на Як-42, виноват не экипаж. Виновата система организации летной работы в той авиакомпании, к которой он был приписан, и ее никуда не годный уровень. Система торможения существует исключительно для замедления движения самолета после посадки и на рулении, чтобы остановиться. Пользование тормозами после переучивания на другую технику - это особый предмет внимания летных командиров", - утверждает Смирнов.

Россия является членом ИКАО (Международной организации гражданской авиации), и за безопасностью полетов, как и в 195 странах-членах ИКАО несет ответственность государство, то есть руководители этих стран через свои государственные регулирующие органы, напоминает заслуженный пилот Советского Союза.

Рассуждая о причинах трагедии под Ярославлем, Олег Смирнов называет Россию "чемпионом мира по авиакатастрофам".

Автор: Сергей САХАРКОВ