РЖД отправили украинский транзит в «отпуск»

08/30/2011 - 10:45

В первом полугодии 2011 г. наибольшая динамика роста наблюдалась в сегменте транзитных перевозок, но уже в июне рост приостановился.

Рост объемов железнодорожных грузовых перевозок на 9,2%, в первом полугодии, дает основания надеяться, что, при продолжении этой тенденции, уже к концу года показатели железных дорог Украины достигнут докризисного уровня. Напомним, что в настоящее время объемы перевозок еще отстают на 10% от уровня 2008 г.

Итак, общий объем грузоперевозок за первое полугодие составил 224,6 млн. т (+9,2%), в т.ч. во внутреннем сообщении - 120,4 млн. т (+8,6%), экспорт - 62,1 млн. т (+10,9%), импорт - 14,5 млн.т. (-5,2%), транзит - 27,7 млн. т (+17,4). Причем, объемы транзита в тоннах составляют всего чуть больше 10%, но его доля в грузообороте - около 23%, а в доходах от грузовых перевозок составляет почти 30%.

В целом, рентабельность транзитных перевозок примерно в 2 раза выше, чем в других видах сообщений. Причем, не существует проблемы с вагонами, не нужно нести другие расходы, поскольку составы поступают на границу с Украиной и их просто нужно доставить по назначению - то ли в порты, то ли на сухопутные погранпереходы.

По информации «Укрзализныци», основными транзитными грузами в 2011 г. являются нефть и нефтепродукты - 33,3%, руда железная и марганцевая - 21,8%, уголь каменный - 16%, минудобрения - 10,4%, химикаты - 5,7% и черные металлы - 4,6%. Основными странами происхождения транзитных грузов являются РФ - 63,4%, Казахстан - 19,7% и Беларусь - 6,2%.

Но уже в июне тенденция изменилась и рост транзита составил всего 0,7%. Хотя общий объем перевозок в июне (по сравнению с июнем прошлого года) вырос на 7,8%, в частности, во внутреннем сообщении на 8,1%, экспорт на 9,1%, импорт на 11.2%. В «Укрзализныце» подобную тенденцию связывают с сезонными факторами. Но только этим подобную стагнацию объяснить сложно. Видимо причина все же в том, что с середины июня осложнилась ситуация на железнодорожных погранпереходах с РФ - Зерново, Казачья Лопань, Успенская и Красная Могила.

Непонятные действия российских железнодорожников, вдруг начавших массово находить технические неисправности вагонов, привели к задержке нескольких десятков составов. Кроме того, сами россияне не могут обеспечить локомотивы для вывоза составов со своей территории на украинские порты и западные погранпереходы Украины.

Возможно, в такой ситуации российские экспортные грузы должны были уйти к главному конкуренту украинских портов - Новороссийскому МТП. Но за первое полугодие и Новороссийский порт сократил грузооборот на 1,4%, а по основным номенклатурным позициям для железнодорожных перевозок в/из порта и того больше. Грузооборот навалочных грузов сократился на 37%, а генеральных на 15%.

Похоже, что у наших соседей просто наступил кризис в системе управления железнодорожными перевозками. С одной стороны, реформа РЖД позволила в полтора раза увеличить парк грузовых вагонов, превысивший 1 млн. ед. С другой - вывод инвентарных вагонов в дочерние структуры привел к потере управляемости перевозок, увеличению доли порожнего пробега и другим проблемам.

Анна Середенко

Источник: 
автор: 
admin
Что происходит
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: