Госкорпорациям РФ придумали новую форму собственности?

15/08/2011 - 09:28
Читать u-f.ru на

Ряд российских госкорпораций через год может сменить свой статус на "публично-правовые компании" (ППК), став подотчетными Счетной палате и ряду госорганов. Создание этой новой формы организации юридического лица прописано в проекте закона, разработанного министерством экономического развития России.

Планируется, что с конца следующего года публично-правовыми компаниями станут "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ), так как, по словам заместителя директора департамента инновационного развития и корпоративного управления минэкономразвития России Дмитрия Скрипичникова, их деятельность связана с осуществлением публично-правовых (некоммерческих) функций.

Скрипичников добавляет, что разработанный законопроект не имеет отношения к деятельности компаний с госучастием (таких как открытые акционерные общества и федеральные унитарные предприятия).

В России сейчас существует семь госкорпораций: Фонд содействия реформированию ЖКХ, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Ростехнологии, Олимпстрой, Росатом, Роснано – и одна госкомпания Автодор. Их регулирование осуществляется на индивидуальной основе, из-за чего Россия "обременяет себя необходимостью [...] при корректировке каких-либо положений принимать по каждому частному случаю федеральный закон", говорится в проекте минэкономразвития.

Предлагаемая структура публично-правовых компаний гораздо проще: высшим органом управления станет наблюдательный совет, а функция исполнения решений будет возложена на правление. Устав ППК будет утверждаться правительством.

В Агентстве по страхованию вкладов уверены, что организация будет преобразована и готовы к трансформациям.

В то же время в пресс-службе Внешэкономбанка Русской службе Би-би-си сказали, что не знают, что такое публично-промышленная компания, добавив, что "пока есть коррупция, никакие законы и подзаконные акты в стране исполняться не будут".

"Продукт несовершенных законов"
"Эта форма [ППК] не спасает от рисков", – считает директор института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев, приводя в пример американские публичные компании, которые обанкротились в период аргентинского кризиса 2001 и мирового кризиса 2008-2009 годов.

"Но в то же время она повышает возможности публичного контроля со стороны государственных структур", – продолжает собеседник Би-би-си.

Как говорит Андрей Яковлева, все эти организации были созданы в статусе госкорпораций из-за несовершенства российского законодательства в 2000-е годы, так как государство не могло передавать акционерным обществам ресурсы под те функции, которые должны были выполнять компании.

"Плюсом формы госкорпорации была большая степень автономии и возможность самостоятельного принятия решений, по сравнению с госпредприятиями, типа федеральных унитарных предприятий и бюджетных учреждений", – добавляет он.

Но вместе с тем, корпорации недостаточно прозрачны и подконтрольны обществу и контролирующим органам.

"Когда зашла речь о преобразовании госкорпораций, выяснилось, что никакая из ныне существующих [...] организационно-правовых форм не подходит, потому что ВЭБ и АСВ выполняют некие публичные функции от имени и по поручению государства. И мы занимаем некое промежуточное состояние между государственными органами и хозяйственными обществами", – говорит Андрей Мельников, заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов.

У сотрудников АСВ, по словам Мельникова, уже есть опыт преобразования из акционерного общества в 1999 в Агентство по реструктуризации кредитных организаций, ставшее первой российской госкорпорацией.

Замглавы агентства уверен, что АСВ станет именно публично-правовой компанией, так как является некоммерческой организацией и его работа нацелена не на получение прибыли, а на работу в интересах общества и банков.

На настоящий момент большинство госкорпораций являются некоммерческими организациям и пользуются такими же налоговыми льготами, как благотворительные фонды. Для НКО извлечение прибыли, по закону, не является основной целью деятельности. При этом доход от коммерческой деятельности "Рособоронэкспорта", входящего в состав Ростехнологий и в августе 2011 года ставший акционерным обществом, составляет примерно 4-5 млрд долларов в год.

Реформирование по графику
Еще в 2009 году президент России Дмитрий Медведев раскритиковал бесперспективность такой организационно-правовой формы, как госкорпорация. В результате через год правительство составило план-график их реорганизации. На данный момент из семи госкорпораций было реорганизовано лишь Роснано, ставшее акционерным обществом в четвертом квартале 2010 года.

Олимпстрой будет работать до конца 2014 года, создавая инфраструктуру для проведения Зимней Олимпиады в Сочи. Президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин полагает, что эта госкорпорация не будет преобразована в ППК.

Зато статус публично-правовой компании, по его мнению, может получить Фонд реформирования ЖКХ, на который возложена функция формирования "эффективных механизмов управления жилищным фондом", но тут все зависит от политики государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Пока в планы правительства входит ликвидация этой компании в 2012 году.

Ростехнологии и Автодор предлагается преобразовать в открытые акционерные общества, Росатом по плану-графику пока остается в своем прежнем статусе.

Андрей Мельников, заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов, прогнозирует, что Росатом вскоре, наравне с ВЭБ и АСВ, станет публично-правовой компанией. Он ссылается на то, что в ведении госкорпорации множество различных сфер – от ядерного вооружения до гражданского "атома", поэтому акционировать ее вряд ли будут.

Госкорпорация и ППК – найдите различия
Прежде контроль над госкорпорациями сводился лишь к составлению ежегодных или квартальных отчетов и аудиту, в предложенном законопроекте прописано, что за деятельностью публично-правовой компании осуществляют контроль Счетная палата и иные госорганы.

Прежде одна часть госкорпораций была подотчетна президенту РФ, а вторая – российскому правительству. ППК же будут обязаны годовой отчет направлять президенту России, в правительство РФ, Госдуму, Совет Федерации и общественную палату.

После чего отчет, утвержденный наблюдательным советом, предлагается размещать на официальном сайте компании. Председатель наблюдательного совета назначается правительством сроком на пять лет, прежде же его могли назначить совет директоров, правительство либо президент.

Инвестирование временно свободных средств ППК предложено осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. Для заключения любых сделок будет необходимо получать одобрение наблюдательного совета.

bbc.co.uk

Автор: Сергей САХАРКОВ