Приговор Ходорковскому огласят под бой новогодних курантов

16/12/2010 - 12:19
Читать u-f.ru на

Оглашение приговора по второму уголовному делу в отношении экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕМ Платона Лебедева, которое должно было начаться 15 декабря в Хамовническом суде Москвы, откладывается до конца декабря.

На здании суда появилось объявление о том, что приговор будет оглашен 27 декабря. По словам пресс-секретаря Хамовнического суда, судья уведомил о переносе оглашения приговора в факсимильном сообщении. Однако комментировать причину переноса пресс-секретарь не стала.

Как сложатся судьбы Хородковского и Лебедева, рассуждает адвокат, доктор политических наук Алексей Бинецкий.

«СП»: – Алексей Эдуардович, почему отложили оглашение приговора?

– Отложение вынесения приговора является обычной практикой российских судов. Уже есть объяснения: защита Ходорковского и Лебедева считает, что судья мог перенести оглашение приговора, только если не успел закончить его написание. Хотя объяснения «не успели написать», «не успели согласовать» звучат странно в случае, когда мы говорим о суде. По крайней мере, это странно для профессионалов, работающих в юридической сфере.

Вполне вероятна другая причина: нежелание властей именно сейчас видеть 70 различных телерадиокомпаний и СМИ, поддерживающих Ходорковского-Лебедева. Вместе с тем не исключен вариант, что на самом высоком уровне обсуждается вопрос, каким должен быть приговор.

«СП»: – Может, задержка связана с нынешним межэтническим конфликтом в Москве? Может, власти просто не хотят подливать масла в огонь, усугубляя повестку дня еще и приговором Ходорковскому?

– Я так не думаю. Дело Ходорковского, к сожалению, не вызывает у большинства россиян такого пристального внимания, как у юристов и защитников прав человека.

«СП»: – Все-таки, каким будет приговор?

– Я считаю, приговор будет компромиссным – между предъявленным обвинением и сроками наказания. В советское время мне приходилось участвовать в процессах, когда обвинение в начале выглядело чрезвычайно тревожно для обвиняемых и их защитников. А впоследствии, в ходе предварительных слушаний и в приговоре отметалась значительная часть тяжких обвинений, уменьшались объемы предъявленных сумм по хозяйственным и коррупционным делам. Соответственно, это давало суду возможность уменьшать меру наказания вплоть до условной, или очень незначительной.

Полагаю, в данном случае шансы на подобный исход есть, поскольку президент Дмитрий Медведев совершает определенные шаги в части смягчения и декриминализации некоторых статей УК за экономические преступления. Кроме того, стоит обратить внимание на недавнее заявление Медведева о том, что никакие международные суды не могут вмешиваться в практику российских судов, и никакое международное законодательство не может влиять на правоприменение внутри РФ. Это знаковое заявление. Думаю, с высокой степенью вероятности, готовится компромисс.

«СП»: – Все же непонятно: это будет длительный срок заключения?

– Нет, конечно. Компромисс будет заключаться в том, что из обвинения исключат значительные объемы похищенных денежных средств, что является основой нынешнего обвинительного заключения. Будет оставлен некий незначительный размер похищенного, что даст суду возможность назначить наказание, не сильно превышающее оставшейся срок содержания Ходорковского под стражей, – скажем, 2-3 года заключения.

«СП»: – Вы считаете, через три года Ходорковский выйдет на свободу?

– Я так не сказал. Я сказал, что по ДАННОМУ делу, вполне вероятно, будет найден компромисс – в рамках того срока содержания под стражей, который был определен первым приговором. Выйдут ли после этого Ходорковский и Лебедев на свободу – не знаю. Было, как вы помните, публичное заявление премьера Владимира Путина, что эти люди, в том числе, имеют на своих руках кровь. То есть, вполне вероятно, может быть сформировано новое обвинение.

«СП»: – Как долго будет зачитываться обвинение?

– Такой приговор обычно зачитывается не один день. Если начнут зачитывать 27 декабря, а последний рабочий день – 30 декабря, мы имеем шансы услышать приговор перед Новым годом, как новогодний подарок. Это было бы логично.

«СП»: – Подарок – это в случае мягкого приговора, что будет выглядеть как удачный новогодний пиар-ход. А если мягкого приговора не случится?

– Думаю, это случится. Есть внутренняя уверенность, подкрепленная заявлениями высших руководителей в ходе процесса, и ряда шагов в правоприменительной практике и судебной реформе. Все эти действия направлены на смягчение наказания за экономические преступления.

Другое мнение

Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:

– То, что оглашение приговора было отложено – скорее всего, политический расчет. Дело в том, что окончат его читать, я подозреваю, прямо перед самым Новым годом, чтобы ушедшие в праздники (практически – в новогодний запой) россияне не смогли чутко реагировать на реакцию и комментарии сторонников Ходорковского. Это позволяет предполагать, что приговор будет, скорее, жестким, чем мягким. Срок прогнозировать сложно. Если обвинению удалось доказать виновность Ходорковского, необходим максимальный срок – 14 лет. Если не удалось – понятно, подсудимый невиновен. Половинчатыми мерами здесь не обойтись. И все же, мне кажется, срок будет представлять «золотую середину» – 7 лет заключения.

Источник: http://www.svpressa.ru/politic/article/35595/

Автор: Сергей САХАРКОВ