Двойной тариф на светлое будущее

03/25/2015 - 14:22

как ростовчанин искал справедливости

Из-за угрозы отключения электроэнергии ростовчанин был вынужден оплатить услуги ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» дважды. Чем удивляют жителей области представители коммунальных услуг, к каким выводам приходят судьи, прокуратура, Госжилинспекция, несмотря на очевидные факты, приводимые жителями города, и есть ли вообще свет в конце коммунального тоннеля, разбирался корреспондент «МК на Дону».

Замкнутый квадрат
В октябре 2013 года ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» в одностороннем порядке без согласования с жильцами 74-квартирного дома расторгло договор с управляющей компанией ООО «ЖКХ “Ленинский-2”» и вместо МУП «Единый информационно-расчетный центр» начало выставлять счета на оплату потребления электроэнергии.
— Сразу на мое имя выставили счет с долгом в 1841,82 рубля, в квитанции показания счетчика по необъяснимой причине были учтены с нуля, — рассказал «МК на Дону» житель Ленинского района Ростова-на-Дону Виктор Михайлович.
Как выяснилось, до октября 2013 года ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» не вело индивидуальный учет абонентов, управляющая компания эти данные им не предоставляла, и, как сообщили энергетики, они пользуются показаниями МУП «ЕИРЦ».
— Предъявленные мной 34 квитанции за период с января 2011-го по октябрь 2013 года с данными о количестве электроэнергии индивидуального и общего потребления со штампами банка (со сроками и фактами оплаты) ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» не приняло во внимание, — поясняет Виктор Михайлович.

С этого момента у него начался занимательный марафон, конечной и единственной целью которого стало восстановление коммунальной справедливости.
Истоки переплаты, или Как кто-то умывает руки
Кстати, вопросы у Виктора Михайловича возникли не только к ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго».
— До октября 2013 года я оплачивал электроэнергию по квитанциям МУП «ЕИРЦ», и благодаря «добросовестной и ударной» работе «специалистов» расчетного центра я переплатил за 2422 кВт·ч электроэнергии, — говорит ростовчанин. — Расчетный центр не принимал во внимание показания моих счетчиков и 17 раз необоснованно использовал норматив, который, кстати, почти в два раза превышает мой фактический месячный расход электроэнергии.
По этому поводу Виктору Михайловичу объяснили, что он якобы платил не вовремя. Чего не скажешь, изучив все 34 квитанции собственными глазами.
— Из всех возможных вариантов сообщения показаний счетчика я использовал заполнение в графе «Показания счетчика текущие» с 23-го по 25-е число каждого месяца.
Как показывает практика, если ты не стал вникать в неправомерность начислений сразу и оплатил их, то спустя время добиться пересчета практически невозможно. В октябре 2013 года ростовчанину предстояло выяснить причины появления второй квитанции за один и тот же месяц и долга в квитанции, предоставленной уже ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго».
— Я попытался устно решить вопрос в их районном отделении, которое на тот момент располагалось на улице Мечникова, 41, но ничего не добился, — негодует Виктор Михайлович. — На мое письменное обращение реакции не последовало, и я перестал платить, поскольку на тот момент поставщики должны были мне, а не я им. Но счета продолжали поступать с нарастающим итогом.

Чьи права защищаете?
Виктор Михайлович написал обращение в районную прокуратуру с просьбой разобраться в своей непростой коммунальной ситуации. Далее письмо получила Госжилинспекция, которая через четыре месяца в формальной, по-видимому, отписке сообщила об отсутствии нарушений со стороны энергетиков.
— Практически под копирку был составлен и ответ районной прокуратуры, — дополняет Виктор Михайлович.
Цитата из письма, полученного из районной прокуратуры: «По имеющимся материалам установлено, что в течение 2011, 2012, 2013 годов Вами нарушались сроки оплаты платежных документов за ЖКУ, в связи с чем показания по индивидуальному прибору учета электроэнергии своевременно не поступали…»
В распоряжение редакции попали как аккуратно собранные копии всех оплаченных вовремя квитанций, так и грамотные коммунальные расчеты (по специальности Виктор Михайлович инженер). Из квитанций видно, что начиная с мая 2012 года оплата производилась до 10 числа каждого месяца, а в 2013 году в 8 случаях из 10 вообще в месяц поступления квитанции (то есть в течение максимум 10 дней с момента ее получения).

Детали в трактовке
Следует сказать о том, что во всевозможных отписках, полученных Виктором Михайловичем, часто повторяются доводы о том, что люди должны сообщать о показаниях счетчика по состоянию на 23—25-е число, но не позднее 26-го. Складывается впечатление, что именно этот факт взят и за основу отказа в иске. Хотя если обратиться к самим требованиям ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», опубликованным на официальном сайте организации, то речь идет не о том, что показания счетчика должны поступить строго в это время, они просто должны быть зафиксированы потребителями на этот момент в самой квитанции. Иначе это противоречило бы требованиям поставщиков коммунальных услуг платить до 10-го числа следующего месяца.
Вот так по-своему трактованная деталь может сыграть немалую роль даже в судебном процессе. И по, казалось бы, мифическому долгу можно получить вполне реальное решение суда.

Наш суд — самый туманный суд в мире
Как говорит Виктор Михайлович, исковое заявление в Ленинский районный суд у него приняли с третьей попытки и заседания суда назначались три раза.
— На последнее заседание представитель ответчика ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» принесла расчеты, представляющие собой реестр предъявленных в мой адрес незаконных счетов начиная с нулевого показания счетчика, — возмущается Виктор Михайлович. — Представитель ответчика также заявила, что у них не было физической возможности вести индивидуальный учет расхода энергии.
Защищая интересы своего работодателя, представитель ответчика заявила, что долг управляющей компании, некогда обслуживающей дом, в котором проживает истец, составляет 20 миллионов рублей. Какое значение в конкретной истории Виктора Михайловича имела данная информация, вряд ли объяснит простая логика. Однако…
— Видимо, этого было достаточно для суда, чтобы вынести решение об отказе в моем иске в полном объеме. При этом в решении суда аргументы притянуты за уши, в основном повторяют формулировки ответов прокуратуры и Госжилинспекции.
Как же так интересно получается, что при принятии, по идее, справедливого решения (а иначе зачем нужен суд вообще?), рассматривая жалобу одного конкретного потребителя, судья принимает к сведению только показания ответчика — крупной коммунальной махины?
— На мою апелляционную жалобу я получил определение судебной коллегии областного суда с теми же аргументами. Даже указано на имеющуюся задолженность по оплате, хотя по решению суда я оплатил задолженность и приложил копию платежки к жалобе…
Общая сумма «задолженности» Виктора Михайловича в результате составила около 9 тысяч рублей, куда вошли уже оплаченные некогда через МУП «ЕИРЦ» киловатты, посчитанные по норме. Эта песня, как говорится, хороша…

У МОП выросли аппетиты?
Кстати двойные счета, а также необоснованные расчеты по нормативам при наличии четко указанных показаний - это еще не все злые коммунальные шутки последнего времени. Как заметил Виктор Михайлович, а также его соседи, многократно увеличились начисления за общедомовое потребление электроэнергии.
К примеру, в 2011 году потребление энергии в местах общественного пользования в квитанциях ростовчанина составило 6,38 процента от индивидуального, в 2012-м — 2,46, в выставленных счетах ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» за октябрь - декабрь 2013 года и январь - август 2014-го средняя доля составила более 20 процентов. И, внимание, за февраль 2015-го — 110 процентов от индивидуального пользования.
— Эта жалоба судом не рассматривалась вовсе и тем более не нашла отражения в его решении, — дополнил Виктор Михайлович.
Из информации, опубликованной на официальном сайте ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», выясняется, что если многоквартирный дом находится на прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией, то «в соответствии с Правилами объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящейся в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме». То есть если бы энергоснабжающей организацией не был расторгнут договор с управляющей компанией, то она бы оплачивала «излишки» потребленного электричества.

Немногочисленные победы
Случается, что в энергоразборках и потребители выходят победителями.
— В прошлом году у меня был якобы долг около 1500 рублей за электроэнергию, — рассказал «МК на Дону» ростовчанин, также житель Ленинского района, Станислав Петрович. — Я приехал к ним на Мечникова, 41, начал выяснять причины. Стало понятно, что я не один, кто пришел разбираться с непонятно откуда взявшимся долгом. В момент выяснения специалист компании мне тихо предложила заплатить половину указанной суммы. На что я возмутился, что мы не на рынке и говорим о конкретных цифрах, которые либо есть, либо нет. В результате ее долгих расчетов выяснилось, что мне должны 175 рублей. Сказала квитанцию с долгом порвать и заполнить новую, хотя бы на один киловатт...
А у некоторых нет ни времени, ни здоровья, чтобы разбираться с коммунальными загадками.

— Какое-то время назад мне в квитанциях все время писали долг, — рассказала пожилая жительница того же Ленинского района Надежда Федоровна. — Когда я пошла разбираться в организацию, мне сказали, чтобы я не обращала внимания, что долг составляется немного раньше, чем проходит оплата. А вообще, за всем не уследишь, все не проверишь, у меня астма, я не хочу туда ходить, чтобы постоянно нервничать.
Складывается впечатление, что людям пора переходить на потребление автономной солнечной энергии, дабы освободиться от подобных коммунальных оков, охраняемых различными «праворегулирующими» инстанциями. Однако даже в этом случае нельзя исключить появления новой графы в коммунальной квитанции с постоянно растущими цифрами, прописанными микроскопическим шрифтом…

Источник: МК на Дону

Источник: 
автор: 
Юлия Вершинина
Раздел: 
Общество
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: