Нам нужна своя Европа. С блэк-джеком и ценностями

21/01/2015 - 00:53
Читать u-f.ru на

Россия оказалась разочарована западными кумирами и обречена на то, чтобы превзойти своих учителей

В чем заключается парадокс европейских ценностей, лучше всех показала журналистка «Эха Москвы» Юлия Латынина в публикации «Европейские и социал-демократические ценности». Она заметила, что все, что нам нравится в Европе и вообще на Западе, — это ценности, привнесенные социал-демократией, то есть одной из ветвей того общественно-политического движения, которое в России построило советский государственный капитализм.

Другими словами, крестовые походы, колониализм, инквизиция, конкиста, работорговля, нацизм, холокост и резня оппонентов — это черты для Европы и Запада характерные, но европейскими ценностями не являющиеся. Эти ребята никогда не стеснялись отнимать у индейцев и африканцев землю за бусы, зеркала и одеяла, а если те не отдавали, им приходилось умирать от оспы или от пули. Или от атомной бомбы. Или от голода. Рабство отменили в США в последней трети XIX века, а сегрегацию — только в середине XX. То есть Запад — это все перечисленное выше и есть. А те вещи, которые нам нравятся, которые мы ценим, на которые хотим равняться, — это наследие, как ни странно, товарища Маркса и его последователей.

Неприкосновенность и достоинство личности, различные типы свобод, социальные обязательства государства — это дар обществу от партий социал-демократического толка, в основном пришедших к власти на Западе после Второй мировой. То есть понятия нетипичные для Европы, но созданные как витрина для внутреннего потребления в самой Европе во время противостояния с советской системой. Удивительно, но европейские государства не тяготились этой моделью примерно до конца 1960-х, то есть до периода, когда окончательно рухнула колониальная система и прямой грабеж чужих территорий стал затруднителен. Сегодня западная витрина уже не выглядит столь безукоризненно.
В России культ Европы поразил самые широкие слои общества. Прелесть лежания на средиземноморском пляже или восторг после осмотра величественной архитектуры объяснимы, однако понять последователей культа «надо валить» сложно, поскольку нет примеров того, что «сваливший» смог попасть сразу после переезда в местную элиту. Возможно, единицам ученых это удалось. Остальные просто попадают в режим более интенсивного потребления, но, право же, это не предел мечтаний. Для чужаков на социальном лифте ограничитель стоит всегда.

В последние годы произошла неприятная эволюция отношения западных элит к русским. Это можно сравнить с реакцией уличных грабителей, которые, оглушив жертву, увлеченно занимаются дележом содержимого ее карманов и вдруг в процессе внезапно обнаруживают, что она оклемалась и стоит над ними с железным прутом в руке. Они-то думали, что ей конец, а она не только пришла в себя, но и может сейчас «предъявить» им за нехорошее поведение.
Поэтому вся лицемерная, двуличная, лживая и злобная риторика всех этих меркель, обам, олландов и т. д. напоминает истерику злоумышленников, которые теперь не знают, что им делать. Похоже, нужно или отдавать отнятое, или... прикончить Россию. Такова сегодня дилемма геополитики.

Впрочем, главное разочарование россиян в современной Европе заключается даже не в этом, а в культурно-нравственной деградации ее элит. Не зря многие указывают на вопиющее противоречие между тем, что мы считаем европейскими ценностями, и европейской реальностью. Тотальная Кончита Вюрст, постановка «Шарль Эбдо», «кидок» с «Мистралями», препоны «Южному потоку», Донбасс под обстрелами, торжество «демократии» на Майдане, санкции для конкурента — масса маркеров, которые подтверждают: Европа уже не та. У нее двойные стандарты буквально для всего, и цинично применять их она не стесняется. А была она ли той? Или нам просто казалось так в идеологизированном двуличном позднем совке, где хотелось просто попробовать что-то новое и свежее?
«Что позволено Юпитеру, то не позволено быку», — говорили древние римляне, и сегодня нам намекают: что позволено Западу, то не позволено России. Сначала нас макнули лицом в грязь и порвали рубашку, а потом за внешний вид не пускают на светский раут.
Относиться к этому можно по-разному. Можно, например, ходить на работу до пенсии, пить водку и смотреть телевизор. Можно демонстративно отрясти российский прах со своих стоп, постараться уехать в самую богатую страну Европы и пытаться подключиться к кранику благ, созданному бюргерами для себя.

Но отчего-то оба варианта не выглядят привлекательными. Лично я за то, чтобы те, кто решит остаться, создали сообща в России свою Европу, с европейскими ценностями. Но только настоящими, а не суррогатными. Не с симулякром свободы, а со свободой. С работающей законодательной системой. С реальным развитием науки и экономики, а не потемкинским Сколково. Это же возможно. И черт с ним, если для этого придется надеть марлевую повязку, отделяющую нас от остального мира, и немного снизить уровень потребления. Не в нем счастье. Просто хочется уже, чтобы в России все стало настоящим, а не политтехнологией, не подражанием, а из своего ума и опыта. Мы же тоже европейская цивилизация, если кто забыл, и ценности европейские можем создать порой лучше самих европейцев. В прошлом у нас получалось. Значит, и в будущем получится.

Источник: МК на Дону

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ