Уроки благотворительности

09/12/2014 - 10:27
Читать u-f.ru на

Помощь нуждающимся должна быть системной

«Благотворительность как образ жизни» — так звучала тема круглого стола, который состоялся 5 декабря в Ростовском международном институте экономики и управления. О том, что благотворительностью заниматься важно, речи не было. Организаторы — ростовское отделение общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса» — уверены, что люди осознают это. Проблема в том, что не все понимают, как правильно оказывать помощь. С чего правильно начать заниматься благотворительностью, рассказала член попечительского совета Фонда «Я без мамы» Кристина Исаева.

— Благотворительность — это наука, и если ты принимаешь решение заняться ею, ты должен изучить правила, по которым она существует, — говорит председатель регионального отделения организации «Женщины бизнеса» Ирина Гусева.
Рассказать об этих правилах решили неслучайно. На одной из последних встреч благотворителей и бизнеса представитель компании «Индустрия красоты» Инна Федоренко рассказала, что ее компания собирается заняться благотворительностью, но не знает, с чего начать. Кроме того, важно понять, насколько правомерно компания может заниматься благотворительностью, если это не прописано в ее уставе.

— В этом случае вопрос не в том, кто этим занимается, а в том, куда идут деньги, — комментирует член попечительского совета благотворительного фонда «Я без мамы» Кристина Исаева. — Нужна прозрачная отчетность. И деньги, которые компания собирает на лечение больного ребенка, должны поступать не компании как посреднику, а напрямую маме ребенка. Если везде будут указаны личные реквизиты матери, к компании не будет вопросов. Либо же это нужно делать через специальные фонды. В таком случае, если будет собрана сумма больше, чем нужно конкретному ребенку, остаток пойдет на лечение других детей.
Компаниям, которые начинают заниматься благотворительностью, необходимо изучить опыт своих коллег. Это поможет не только выработать правильную программу для себя, но и не допускать ошибок. Об этой стороне непродуманной благотворительности рассказала Кристина Исаева.

— Одна из основных ошибок предпринимателей в том, что они первым делом идут в детские дома. Там они делают то, что и без них сделали бы. В детских домах дети накормлены и одеты, туда не нужно нести деньги. В некоторых, правда, могут возникать проблемы, но это уже зависит от того, как выделяемые средства расходует руководитель. Если же вы все-таки хотите помочь именно детдому, узнайте сначала, что конкретно ему нужно. Поговорите с нянечками — они, как никто другой, знают о проблемах.
Есть и другая сторона такой помощи. Спонсоры из добрых побуждений засыпают детей подарками, но это может только развращать. Когда в 18 лет дети покинут детдом, никто из нас к ним с подарками уже не придет. Постинтернатная система у нас, к сожалению, не работает. Я изучала это: из 100 процентов выпускников детдома около 40 попадают «на зону» — в привычную систему, где за них все решают, еще 40 входят в разные преступные группировки, 10 процентов совершают суициды, и только еще 10 процентов детей адаптируются. Если мы говорим о помощи такой системе, то здесь не подарки нужны, а общение. То общение, которое может дать детям какой-то навык для самостоятельной осознанной жизни.

По словам Кристины, бизнес в благотворительности делится на несколько категорий — на тех, кто понимает, что один только финансовый успех компании не приносит удовлетворения, и на тех, для кого благотворительность — еще один способ социального пиара.
— Я и к этому отношусь положительно — пусть лучше делают так, чем не делают вообще. Но все должно быть продумано грамотно.
Как удачный пример, Кристина Исаева привела программу «Бизнес для детей-сирот». Она знакомит детей с профессиями и помогает приобрести нужные навыки. Нюанс программы в том, что детей обычно привозят на предприятия с низким порогом входа, знакомят с рабочими специальностями. Но зато именно эти работодатели в перспективе реально готовы трудоустраивать детей.
Другая удачная программа взаимодействия благотворителей и бизнеса появилась еще в 2006 году в Москве. Она называется «Благотворительность вместо сувениров». Обычно крупные компании планируют свой бюджет с учетом новогодних расходов на сувениры партнерам. Суть же этой программы в том, что компания-участник перечисляет этот бюджет в фонд, а взамен получает особый сертификат. Этот сертификат она и отправляет партнеру по бизнесу. В итоге вместо блокнота на память партнер получает такое письмо: «В этом году мы вам не дарим сувениры. Вместо этого мы направили эти деньги в фонд, и теперь Маша из малообеспеченной семьи получит на Новый год коньки». Человек чувствует свою сопричастность — это намного приятнее сувенира.

Если компания решает заняться благотворительностью, помочь в организации грамотной программы готова организация «Здоровая планета». Руководитель ростовского регионального отделения Алексей Стрельченко рассказал, что в организацию можно обратиться практически по любым вопросам: от разработки заявки до продумывания реализации проекта.
— В Ростовской области «Здоровая планета» занимается развитием секторов некоммерческих организаций. Для нас важно и количество НКО и проектов, и их качество. Мы бесплатно проводим обучающие семинары для различных муниципальных образований. Кроме того, к нам часто обращается бизнес. Мы всегда просим честный ответ на вопрос, для чего это нужно компании. Даже если благотворительный проект делается только ради пиара — нужно честно признаться в этом. Мы-то в любом случае со своей стороны готовы помочь сделать хороший, реально работающий проект.

Алексей считает, что честность в этой работе дает ясное понимание того, на что можно рассчитывать, как распределить свои силы.
— Я для себя четко разделяю понятия «благотворительность» и «пожертвование». Например, когда я прихожу в детдом с подарком и ухожу — это пожертвование. Когда же создаю условие для развития человека — это благотворительность. Да, пожертвования делать тоже важно, но это разовый подход. А с проблемными детьми нужно вести системную работу.

Автор фото - Юрий Нечаев.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ