Бандитский Антрацит

08/10/2014 - 22:45
Читать u-f.ru на

На Донбассе пропал журналист газеты «Вести» Сергей Бойко, гражданин Украины с пропиской в Антраците. Тот самый, которого в начале августа заподозрили в сепаратизме и продержали пять дней в плену бойцы батальонов «Кривбасс» и «Днепр-1», когда он возвращался из Ростова. Но нет, на этот раз Национальная гвардия, которая обычно упоминается в новостях об удержании журналистов российских СМИ, здесь ни при чем. Сергея задержали «свои» — казаки Всевеликого войска Донского, прибывшие «защищать» его родной Антрацит.

Кто здесь власть?

Новость о прибытии донских казаков в Антрацит впервые появилась еще до начала активных военных действий в Луганской Республике — в начале мая. Тогда еще местные пророссийские активисты занимались тем, что устанавливали на правительственных зданиях российские триколоры. Казаки водрузили флаг ВВД в Антраците, заявив, что находятся на «своей, казачьей земле». Тогда для ростовчан эту информацию подтвердил на митинге киевский журналист Сергей Рулев, и это известие было встречено бурными аплодисментами.

Позднее именно по приглашению казачества на Донбасс прибыла группа сербских четников, знакомая России еще по обороне Крыма перед референдумом. Правда, уже в начале сентября они без объяснения реальных причин оставили казаков и вернулись в Сербию.
По мере нарастания военного конфликта обстановка в Антраците стала меняться. Силами одного только казачества, которое не подчиняется напрямую Луганской Республике, удерживать город было невозможно. Со временем в Антраците сформировалось несколько мало зависящих друг от друга группировок. Местные жители выделяют четыре основные: власти ЛНР, ополчение, казаки и бывшие милиционеры. Видимость спокойствия в городе пока все-таки достигается за счет того, что все подразделение объединяет борьба против Киева. Однако во время перемирия уже и до СНБО, на радость украинским СМИ, доходят отголоски противоречий между «террористами» и «русскими казаками».

Найти Сергея

Об исчезновении Сергея Бойко стало известно во вторник, 23 сентября. Вместе с ним был коллега из Тореза Александр Гарматенко. Все, что удалось узнать родственникам ребят: их задержали казаки в Антраците, в штабе ВВД подтвердили эту информацию. За что, в чем их подозревают — неизвестно. Через десятые руки сообщили, что их могли переправить на допрос в Луганск. Родным грубо отвечали: мы не обязаны перед вами отчитываться.
— Ситуация такая: они могли либо снять какой-то военный объект, либо иметь видеорегистратор, это в ЛНР запрещено, — рассказали, опросив знакомых журналистов, ополченцы из Донецка. Луганск по сравнению с ними очень тяжело шел на контакт. — Еще на днях там пытались организовать провокацию, неизвестно кто в соцсетях начал собирать людей на площадь. Собрались люди, и кто-то начал заводить толпу по поводу гуманитарки, журналисты, не знаю какие, задавали казакам неудобные вопросы. Вот все, что пока удалось узнать…
Известно, что машины у парней не было, а снимать военные объекты, тем более пока не готова аккредитация, журналисты вряд ли стали бы. Близкие журналистов опасались, что у Сергея возникнут проблемы из-за паспорта. Он был совершенно новый, но как раз потому, что в августе парня задерживала Нацгвардия и отпустила без личных вещей и документов. Восстановление документа в Киеве стоило неимоверных усилий.

Не наши методы

Через несколько дней друзья Сергея и Александра поняли, что пора бить тревогу. Когда Бойко и его двух коллег, Романа Гнатюка и Сергея Белоуса, задерживала Нацгвардия, их друзья по всем возможным каналам информации кричали, что происходит грубейшее нарушение прав человека. Задержавшие журналистов военные не связались с редакциями, об их судьбе ничего не было известно даже родным, и вообще, непонятно, в чем подозревают трех граждан Украины… В интернете была создана петиция, известный общественник Кристиан Карс разослал письма послам Украины в нескольких европейских странах. Как действовать, когда своего задержали свои, было совершенно неясно.
— Со слов мамы Сергея, с тех пор, как его туда «сослали» из Луганска, там люди пропадают и возле комендатуры с утра огромное количество родственников… Донецкие хоть как-то пытаются помочь, а в Луганске ни с кем невозможно связаться, — говорила подруга Сергея Елена.
— Это уже терроризм! Если завтра до 10 часов их не отпустят, пойдет мощная информационная война против казаков! — решительно ответил коллега Бойко, Сергей Белоус. Два месяца назад они вместе прошли плен «Кривбасса».
— Ну не могут же казаки оказаться хуже Нацгвардии?!
— Могут…

Спасение

К счастью, а может, все-таки к сожалению, «войны» не случилось. Спустя ровно неделю после задержания Сергей вышел на связь. Первой об этом рассказала Елена. Потом то, о чем Сергей не сразу рассказал подруге, мне сообщил Сергей Белоус: наш с ним коллега вернулся из плена у казаков весь побитый и в синяках.
Стоит отметить, что бойцы Нацгвардии над пленными журналистами так не издевались. Они угрожали расстрелом, несколько раз позволили себе применить силу, но к серьезным последствиям это не привело. У Сергея Белоуса на пресс-конференции, что прошла прямо в день освобождения, один из коллег даже потребовал некие доказательства того, что тот действительно побывал в плену.
Вскоре и сам Бойко вышел на связь. Дома он почувствовал себя значительно лучше, и его уже волновали иные вопросы, связанные не только со здоровьем: нужно как-то возвращать отобранные казаками документы, кредитные карточки, аппаратуру и личные вещи, включая ключи от дома… В общем, заново проходить все то, что он только-только закончил делать после плена в Нацгвардии.
— Сергей, так вас действительно взяли на собрании горожан по поводу гуманитарки?
— Именно там. Оказались не в то время не в том месте. И нас подозревали в разведывательной деятельности. Спасибо, редакция помогла, наверное, это все и решило. Теперь нас с Александром зовут в штат. Где именно будем работать, пока неясно, но, скорее всего, не в зоне АТО.
— Как вас отпустили?
— Просто вывезли за город и сказали: идите по указателям. Что значит: на все четыре стороны.
— Что же, действительно обращение у казаков было хуже, чем у Нацгвардии?
— Да! — последовал незамедлительный ответ.

Свои законы и порядки

Вместе с Сергеем находились и другие люди: журналисты, мирные жители, что успели попасть под подозрение казаков. В их штабе есть огромный подвал, в котором можно одновременно держать десятки людей, рассказывает освобожденный. И то, что по городу не первую неделю регулярно пропадают люди, не просто слухи, распространяемые ради паники.
Все эти происшествия, мягко говоря, бросают тень и на казачество, и на саму Новороссию, и на добровольческое движение из России. У жителей Антрацита возникают вполне обоснованные подозрения, что люди атамана Козицына и сегодня одержимы идеей Казачьей республики, намерены отделить захваченные территории от и без того еще не устоявшейся, никем не признанной ЛНР.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ