"Как дикие казаки стали идолами России" ("Die Welt", Германия)

26/06/2013 - 00:59
Читать u-f.ru на

7 июня 2013 ЮФ опубликовал статью «Американское приглашение российской власти к скорейшему и позитивному решению «казачьего вопроса» http://www.u-f.ru/Article/u277/2013/06/07/656085
Сегодня мы получили статью немецкой газеты с подобным смыслом.

Как дикие казаки стали идолами России ("Die Welt", Германия)
Бертхольд Зеевальд (Berthold Seewald)
07/03/2013

Они нападали на соседей, организовывали восстания и вступали в союз с врагами царя. Сегодня казаки считаются хранителями национальных ценностей России. Но этому восприятию предшествовал долгий путь.

Казакам отведена неоднозначная роль в российской истории. С одной стороны, они являются символом национальных традиций, но с другой стороны, на протяжении веков они представляли собой тот слой общества, в котором царили автократия, иерархия и жесткое стремление к порядку. Хор донских казаков считался частью русского фольклора и в Советском Союзе, когда само слово «казак» носило негативный оттенок. Семен Буденный был близким другом Сталина и довел культ казаков до высшей точки. Вместе с тем, во время советских чисток сотни тысяч казаков потеряли свою родину и жизнь.

Сегодня, в империи бывшего офицера КГБ Владимира Путина, казакам поручено выполнение полувоенных функций в качестве охранников, смотрителей рынков, лесничих. Около миллиона членов регистра казаков стоят на службе государства.

Также они стоят и на страже православной церкви. В сентябре казаки пикетировали открытие выставки в Москве, вдохновленной участницами панк-группы Pussy Riot. Во время театрального представления о Pussy Riot в Сахаровском Центре они штурмовали здание, чтобы выступить с протестом против защиты участниц акций. Лозунг казаков – следить за порядком.

На поверхности - амбивалентность сущности казаков. Само понятие тюркского происхождения и переводится как «вольный наездник». При этом слово «вольный» имеет не только социальное, но и юридическое наполнение. Находившиеся на «обочине» общества казаки селились с XVI века в степных районах страны. Это были, прежде всего, христиане, которые хотели избежать господства монголов или турок, крестьяне, стремившиеся освободиться от крепостного гнета, а также просто спасавшиеся от голода.

Две группы казаков

Казаки никогда не были отдельным народом, однако условия жизни на окраине степей - между крепостями царей и войсками монголов - породили особую форму существования.
Различают две большие группы казаков. На Днепре и в черноземных районах Украины селились люди, стремившиеся освободиться от власти польских королей и дворян. Это были запорожские казаки, которые образовали настоящее государство между Польшей, Россией и Османской Империей.
На Дону и Волге селился, в основном, русский народ. Объединяющим фактором стало православие, которое они противопоставляли османам, и этим же мотивировали еврейские погромы.
Казаки находились под властью гетмана, выбиравшегося пожизненно. Среди них царила военная дисциплина, они были мобильны. По образцу степных народов они воевали верхом на лошадях.

Они осадили Москву

На протяжении долгого времени казаки жили жизнью крестьян и разбойников в степи, досаждали соседям и были источником разного рода восстаний. Они принимали участие в многочисленных мятежах крестьян, охватывавших Россию или Польшу. Когда они становились во главе мятежа, как Разин в 1667-1669 годах или Пугачев в 1773-75 годах, это влекло за собой драматические последствия. Во время мятежа во главе с Иваном Болотниковым донским казакам удалось даже осадить Москву в 1606-1607 годах.
Цари не забывали всплески неимоверного насилия. Когда Петр I в начале XVIII века решил расширить границы империи до черноземных районов на юге и, в конце концов, достиг Черного моря, казаки оказались под прямым господством царя. При Екатерине Великой российские армии воевали не только против османов, но и против казаков.
Однако главнокомандующий российской армии Григорий Потемкин не скрывал своей симпатии к казакам. Он взял на службу целые отряды казаков, объяснив это тем, что тяжелая кавалерия себя уже изжила и не годилась для боев в степях.
Хотя господство абсолютистских руководителей стран основывалось на дисциплине, порядке, бюрократии и регулярной армии, они не хотели оставлять не реализованным военный потенциал «нерегулярных вояк». В Пруссии это были гусары, в Австрии - пандуры, в Польше и России - казаки. Таким образом, «вольные наездники» степей вступbли в союз с царским государством. Царь стал верховным гетманом всех казаков.
Вместе с тем, до превращения в цивилизованных представителей общества было еще далеко. Казаки, изгонявшие Наполеона, появились в Центральной Европе в 1813 году и поразили местных жителей своей дикостью и жестокостью. Еще сегодня на севере Германии с ужасом вспоминают о «зиме казаков».

«Я начал носить крестьянский костюм»
Русские предводители относились к казакам иначе. Для офицеров царя казаки были частью народа. «Я понял, что в войне недостаточно говорить с народом на одном языке, нужно быть в поведении и внешнем виде на одном уровне. Я начал носить крестьянский костюм, отрастил бороду и носил вместо Ордена Святой Анны изображение Святого Николая», - говорил высокопоставленный офицер, командовавший отрядом казаков.
Он был не одинок в таком мнении. Россия воссоединилась в духовном плане с казаками. Все больше офицеров, чиновников, дворян начали видеть идеал в вольных наездниках степей. Так получилось, что именно люди, которые бежали от русского общества, были объявлены его корневым слоем.
Сходного взгляда придерживалась и интеллигенция, начавшая вскоре поиск революционных альтернатив царской России. Она рассматривала историческую свободу казаков и их восстания против властителей как признак верного сознания. Казаки стояли в авангарде классовой борьбы.
Такая интерпретация казачества объясняет тот факт, что оно пережило революцию большевиков. Хотя большинство казаков примкнуло к генералам Белой Армии, которые до 1920 года вели кровавую гражданскую войну против Красных, за поражением не последовало уничтожение. Сталин начинал свою карьеру с того, что во время боев за Царицын (позднее – Сталинград) отдал приказ вести армию против казаков. При этом его армия сама набиралась из них же.

Трагедия на Драве
Буденный, Семен Тимошенко или Климент Ворошилов воплощали тот тип мужчин, которые имели в себе качества предводителей. Буденному удалось сделать конницу важнейшим орудием Красной Армии, хотя в то время уже в ходу были танки.

Несмотря на массивное давление, большевизации казаков не произошло. Во время Второй мировой войны целые отряды казаков служили в войсках вермахта. Они принимали участие, прежде всего, в партизанской войне. В ходе отступления немцев семьям казаков были предложены новые поселения на севере Италии. 35 тысяч человек приняли предложение.
Окончание войны они встретили в Лиенце в Тироле. Британские оккупационные власти отправляли казаков в поездах обратно в Советский Союз. Из-за начавшейся мести Сталина многие казаки вынуждены были покончить жизнь самоубийством, многие погибли в лагерях или были убиты после возвращения на родину.
Однако казачеству удалось выжить. В постсоветской России они вновь считаются хранителями истории России. С 2005 года Владимир Путин носит звание гетмана казаков, чем подчеркивается его роль последователя царей. У России вновь есть свои патриоты, как и в былые времена.
Оригинал публикации: Wie die wilden Kosaken zu Russlands Idolen wurden
http://www.inosmi.ru/history/20130307/206708103.html
Опубликовано: 06/03/2013 16:12

Комментирует участник конного похода донских казаков Москва-Париж, совершенного осенью 2012 года казак станицы Гниловской О.В.Д., есаул Георгий Коваленко:

- Сегодня казачество в России действительно набирает силу. Есть такие подразделения которые не на словах, а на деле доказывают это утверждение. Так 12 августа прошлого года наш эскадрон отправился в поход из Москвы в Париж.

По всему маршруту движения нас встречали, мало сказать, очень хорошо - душевно! В первую очередь потому, что это был не военный поход, а скорее всего культурный. Ведь мы не с войной, без боев шли. Но с песнями, с концертами…. Жители Европы увидели казаков как носителей высокой культуры. Но и без показа военной подготовки, демонстрации умений владения холодным оружием, техникой работы с конем не обошлось.

Ни один человек из жителей европейских стран не помянул о «холодной казачьей зиме», о каких-либо претензиях к донцам…. Поход прошел под знаком мира и воссоединения культур. Нам говорили, что в Польше могут возникнуть какие-то конфликты…. Ничего подобного не произошло!

Статья эта констатирует тот факт, что казаков уважают в Европе. Уважают даже через боязнь сохранившуюся, прошедшую через века. Боязнь встречи в открытом бою с равным по силе и вооружению, но не по умению воином – донским казаком. Война есть война. На ней много не пожалкуешь! В военное время казаки показывают чудеса храбрости, владения оружием, боевого искусства. В мирное время, как сейчас, поют и танцуют…. Растят детей, как и все народы мира.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ