Экс-мэр Ростова-на-Дону Юрий Погребщиков - о начале 90-х годов

19/06/2013 - 08:50
Читать u-f.ru на

Вот и простились мы с первым ушедшим от нас из Войсковых атаманов Сергеем Мещеряковым. И само по себе подошло время подведения итогов той поры, когда казаки были на пике своей активности, когда в Ростовской области законным путем был, де-юре, взят курс на восстановление национального образования – Донской республики.
О начале 90-х годов с точки зрения общественного лидера рассказывает Юрий Погребщиков – в то время глава администрации города Ростова-на-Дону. К наименованию этой должности именно при нем было скромно приставлено дополнение - Мэр.


- Начало 90-х годов было очень трудным для нашей страны, а значит и для нашего города. Это время разброда, огромных перемен и больших возможностей. Надежды поддерживали серьезные намерения на перемены к лучшему. Впервые происходила смена системы без крови, без больших репрессий. Каждый человек должен был решить, принимает он эти изменения или нет. Люди с надеждой смотрели на силы, которые могли внести позитивные изменения. По идее – каждый чего-то ждущий, а зачастую даже требующий от страны, государства должен что-то внести своё, сделать свой вклад в общее дело….
Поэтому в тот момент все искали опоры в каких-то новых силах, способных привнести новое в жизнь России. На фоне всех этих трудных процессов заявило о себе казачество. Заявило как сила, в контексте ожиданий общества, позитивная и способная к модернизации самого общества. Общество ждало такой силы. Знамёна, символы, лозунги. За Царя (в контексте – За Родину)! За Веру! За Дон!!! Эти лозунги были симпатичны большинству населения.

Но…. Всё это не так произошло в действительности... Не так, как было задекларировано!
Впрочем, как и власть российская в то время, казачество не имело в тот момент профессионально подготовленной кадровой основы, актива. Казаки не смогли направить свои силы на действия абсолютно-полезные обществу, государству. К руководству как в стране так и, к сожалению, в казачестве, пришли люди, не отслеживающие резонансные явления, как результаты перемен, в обществе. Это когда ты делаешь вроде бы и полезные, как ты считаешь - важные, дела…. Предполагаешь полезность и качественность своих действий, но из за их последствий, общество это не поддерживает!
Лидеры казачьи стали с огромной скоростью продвигать в жизнь те реформы, к которым страна оказалась абсолютно не готовой. Да, не готовы были и сами массы казаков….
Не было у казачьих лидеров того периода той культуры, когда начинаешь брать на себя ответственность за страну. Ведь каждая власть – это, в первую очередь, ответственность. Те люди, которые пришли тогда к власти в казачестве такой ответственностью не обладали. Они вступили в конфронтацию с обществом, с государством. Противостояли власти в совершенно неприемлемых формах. Это были и захваты недвижимости, нагайки на улицах и рынках…. Были случаи, когда оценивалась работа руководителей области и города с их, казачьих атаманов, частной точки зрения. Были попытки воздействовать на власть, И даже в агрессивной форме. Это был конфликт. Конфликт в городском сообществе.
И я, как руководитель города, обязан был настраивать происходящие процессы на мирное развитие событий. Мне, по сути моей работы, было положено быть на стороне большинства населения, думать о его безопасности.
Ведь конфронтация была у городского сообщества с проявлениями именно культуры казачьей. Вернее, как ее видели в то время казачьи лидеры. Культурным центром, казачьей столицей был и остаётся Новочеркасск. Ростов - это политическая столица Дона и юга России. В этом и была напряжённость. Это была политическая борьба. И велась она не в русле логического развития событий…
И нам, слава Богу, удалось пройти этот рубеж без особых экстремальных ситуаций. В то время были в казачьей среде люди прошедшие и Приднестровье, и кавказские конфликты. Было на руках оружие. Были взвинчены нервы…. Но обошлось. Мы смогли убедить друг друга, что силу, при разрешении конфликтов, применять не следует. Примеры противостояния внутри собственного народа…. Мы уже имели такие примеры в своей истории. К чему это привело, ТОЖЕ известно. В первую очередь пострадало тогда казачество.
Все те экстремальные ситуации вокруг казачества 90-х годов собственно и были связаны с потерей культуры в казачьей среде. Репрессии начала 20-го века оставили в основном женщин на Дону. Мужчины были выкорчеваны - погибли, ушли за рубеж. Я сталкивался в Америке, в Сан-Франциско, с потомками тех казаков. В то время они могли взять на себя ответственность за народ. И брали. Они, понимая, что грозит народу, встали с оружием в руках против угрозы.

Лидеры 90-х этой культурой, к сожалению, не обладали….
Женщины стали в основном носителями казачьей культуры всё советское время. Держались храмов православных…. Крестили и венчали своих детей... И удержали, в какой-то степени эти рубежи. Ведь если в селах центральной России было сплошное пьянство, деградация, то на Дону всё было не так страшно. Народ сохранил свою ментальность. Здесь всегда жили более обеспеченно, умели работать. Да и природные условия…. Когда в стране был голод – на Дону печи сушеной рыбой топили.
Но откуда было в 90-х этих людей, лидеров взять?
Лидерами становились новые люди. Это возможно были и не казаки…. Мужчины, которые частично впитали от матерей казачью культуру, отточили её в рыбацких коллективах, закалили в военных конфликтах Югославии, Молдавии, Абхазии…. Они вдруг почувствовали себя казаками. Они не впитали в себя вековую культуру ответственности за настоящее и будущее собственного народа. Отсюда и все блуждания казачьи, разброды. Отсюда и все экстремальные, конфликтные ситуации.
Нужно было проявить определённое терпение. Подождать. Со временем вся пена осыплется. Вырастут новые люди.
Сегодня в казачьей среде уже можно найти лидеров новой формации. Выпускников кадетских корпусов, бизнесменов. Людей думающих по-новому. Прошедших переформатирование новым строем….
…. Но впитавших дух предков, ставшими доступными, знания о прошлом своего народа. Эти люди, обладают основой, базисом не только казачьей культуры, но и всей цивилизации. Они будут обладать казачьим характером и обладать знаниями, умениями современного политика или управленца. И занимать то место в обществе, где они смогут реально влиять на судьбу своего народа.

Нужно постепенно приходить в России к власти, к богатству.
Ведь когда лидер местного поселения культурен в смысле его ежедневного поведения, образа жизни, порядочен и нравственен, то и все его окружающие будут тянуться за ним сами по себе. Будет повышаться общий уровень культуры населения. Нравственные ценности имеют свойство прививаться окружающим.
Мы обязательно нарастим культуру казачью…. А для этого надо создать условия. В первую очередь дать казачеству возможность начать самореализовываться. Не во власти. Власть это последующее, которое придёт само. Власть это вершина пирамиды ОБЩЕСТВА. Власть есть инструмент достижения цели. Если у тебя действительно существует цель, то для её достижения нужна власть. А если тебе власть нужна ради самолюбования и самоутверждения…. То, в конце концов, она тебя же и придавит эта власть. так случилось и с некоторыми из казачьих лидеров. Потому они с властью и не справились. Теперь о них нехорошо думают люди, которые в них верили. Считают врагами или предателями народных интересов. Зачем такая власть?
А вот если ты знаешь, что ты хочешь! И цель настоящая впереди сформирована. Тогда и нужен тебе инструмент власти!
Так и в случае с казаками.
Я понимал, что наступит время - люди, получив необходимое образование, впитав в себя определённую культуру, изменятся ментально. Они вычленят из своей среды не того, кто громче всех кричит, не того, кто наряднее одет или на груди у него больше отличий наградных…. И не того, кому важны собственные интересы, как бы они высоки и значимы не были.
Народ обязательно найдет в своей среде тех, кто ради друга своего, за народ свой жизнь готов положить. Тех кто, по своему существу, обязан быть лидером!
Вот тогда наступит момент, когда казачество по-настоящему возродится! Оно обязательно станет неотъемлемой и значимой частью страны. Ведь есть ценности, которые не утеряло казачество за все годы гонений! Они очень важны для всей России!
Мы живём на границе культур. Не все понимают это. Важны не государственные, а культурные границы. Размывание губительно для любого народа. И казачество своей, даже недавней, историей доказало способность противостоять чуждым культурам. Они вполне могут служить основой большой русской культуры. Сохранять, беречь и приумножать её, не смотря ни на какие вызовы нашего времени. И не только на Дону! Посмотрите на Дальний Восток. Ведь мы и близко не представляем, что там уже творится или начинает свершаться…. Кто может ещё так автономно, в отдалении от центральной России, противостоять там культуре азиатской? Казаки всегда строили свои уклады на границе других культур. Они смогли на деле, веками истории доказать свою состоятельность, как ЗАЩИТНИКИ И ХРАНИТЕЛИ культурных ценностей РОССИИ.

http://www.proza.ru/2013/06/16/35

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ