Если я не востребован в регионе, буду востребован в Москве
Давно меня просили дать какой-нибудь позитивный материал для статьи. Честно признаюсь, сложно было такой найти. До тех пор пока не поступило предложение от моих давних коллег приехать в Москву. Цель визита: приглашение от к.т.н., д.э.н., профессора, академика РАЕН, Президента АКЛУР ... заведующего кафедрой Концептуального анализа и проектирования МФТИ Кучкарова З.А. для работы в составе Аналитического центра «Концепт» и вхождения в штат планирующегося Штаба экологической реформы Российской Федерации.
Было предложено руководство целым направлением деятельности Аналитического Центра: социализация экологической реформы. А иначе - интерпретация основных принципов, целей и задач реформы в доступной форме для самых широких масс и социальных слоев населения нашей страны. Предлагаемые формы такой работы самые разнообразные: от участия в конференциях до статей и лекций.
Особенно интересно участие в такой работе ввиду того, что в его работе принимают участие ведущие специалисты в сфере управления сложными и сверхсложными системами, ученики великого С.П. Никанорова. Аналитический центр работает над реформированием экологического законодательства уже второй год. И за это время несколькими десятками специалистов и экспертов Центра проведена колоссальная работа по анализу всего банка НПА (нормативно-правовых актов) экологического блока. Это около 1000 НПА всего спектра от федерального законодательства и до внутриведомственных писем. Впервые был осуществлен системный подход к решению проблемы. С позиций оценки системы управления.
В чем причина реформирования экологической законодательной базы? Мы с ней сталкиваемся постоянно. Начиная с ситуации с университетскими ботаническими садами, как и с другими ООПТ, проблематикой озеленения городов и заканчивая откровенными дырами в территориальном управлении, в котором экологические вопросы становятся все более определяющими, а порой и критическими. Кстати, именно на этой почве анализа существующего и прогнозирования вариантов экологической политики мы и познакомились.
Наибольшего абсурда ситуация достигла в промышленной экологии. На фоне постоянных заявлений о «накопленном экологическим ущербе» мало кто понимает базовый аспект этой проблемы: накоплен не только «мусор» физический, но и правовой. Масса противоречий, абсурдов, четко коррупционных элементов СИСТЕМЫ, все это исключает какое либо эволюционирование российского экологического законодательства. С этим сталкивается любой , кто пытался или занимается бизнесом. К примеру, в законах употребляется свыше 400 понятий, половина которых просто не определена, а шестая часть определена без логики.
Эта сфера со времен Советского Союза НЕ реформировалась и вследствие этого стала практически единственной, которая пыталась функционировать по Субъект-Объектному принципу. Хотя еще в 80-х годах, в советском учебнике политэкономии (спасибо преподавателям РГУ!) указывалось на необходимость перехода на субъект-субъектное управление. Причем, субъект-субъектные экологические отношения (ССО) в правовом смысле не существуют, хотя в реальности присутствуют – от чего возникает коррупция. И функционирует целое поле «протестной экологической общественной активности». Не без гордости могу сообщить, что это моё наблюдение, идеология нашего Бирюзового общественного движения и легли в основу идеологии реформы почти два года назад.
Систему управления промышленной экологией совершенно четко можно определить как «осыпавшуюся», и реформировать ее можно исключительно кардинально. Реформы и декларации о переходе к концепции устойчивого развития оставляют неизменными главные дефекты системы: единое нормирование и администрирование (без дифференциации предприятий и сред), отсутствие баланса экологических, экономических и социальных интересов.
«…Еесли системные границы проходят по одним линиям, а ведомственные по другим, малопродуктивно заниматься "сокращением штатов", менять министров, ругать бюрократию. Вначале то, относительно чего вырабатывается управленческое решение, должно быть реконструировано как некая определенная целостность. Система управления должна быть построена над этой целостностью. Иначе одна система сегодня асфальтирует, а другая назавтра вскрывает канализационные трубы..» (акад. Кучкаров, 1995).
Вот вкратце куда и зачем меня пригласили. Крайне важны и сопряженные моменты этого события. Думаю, гораздо более важные, чем назначение.
Как всякая реальная реформа, экологическая требует кадров. И в этом отношении Южный федеральный университет имеет все потенциальные возможности стать ведущим университетом этого направления в Ростовской области и на всем Юге России. Такое предложение нашему ректору будет вскорости направлено от Московского физико-технического института, в котором и работает кафедра Концептуального анализа и проектирования академика Кучкарова З.А.
Во-вторых. Ростовская область получает реальную возможность стать пилотным регионом по реализации реформы. При готовности руководства нашей области, решение может быть принято на самом высоком уровне.
Могут спросить, а зачем это нам? Ответ простой. Первое. Результат такой реформы на первом этапе: создание реальной инвестиционно-привлекательной среды для бизнеса. И что самое главное, не в ущерб экологии, а через исключение тех самых абсурдов и коррупциогенных факторов системы.
Второе, что, на мой взгляд, основное, - создание региональной системы экологического образования и просвещения на базе новейших научных исследований. В целом разговор идет о предоставлении возможности региону получить настоящую стратегию экологически-ориентированного развития, что позволит значительно опередить наших соседей…Главным результатом можно будет считать РЕАЛЬНОЕ позитивное изменение экологической обстановки в регионе, обеспечение того самого эколого-социального развития, о котором так давно говорим.
Вобщем так. Это и есть та самая конструктивная экологическая деятельность, о которой говорили долго и не знали, как это сделать. Так что впору вешать на лацкан известный значок: «Спроси у меня как ЭТО сделать»…
P.S. Стоит ли говорить, что наша программа развития ботанического сада ЮФУ, как «регионального мультифункционального интерфейса между наукой, бизнесом, обществом и властью», полностью вписана в реформу?
P.P.S.Стоит ли говорить, что отсутствие каких-либо научных званий (типа к.б.н. или д.б.н.) не стали камнем преткновения при рассмотрении моей кандидатуры?
А скорее даже преимуществом.